В ключе взаимопонимания и открытого диалога
Депутаты Нетишинского городского совета воспользовались приглашением руководства Хмельницкой АЭС, чтобы воочию увидеть электростанцию, познакомиться с достижениями коллектива. И хотя в депутатском корпусе города немало работников ХАЭС, для многих в этот день станция раскрылась с неожиданной стороны.
Прежде всего депутаты осмотрели полномасштабный тренажер, на котором имели возможность смоделировать критическую ситуацию, понаблюдать за действиями оперативного персонала. Представители депутатского корпуса получили исчерпывающие ответы от начальника учебно-тренировочного центра Владимира Ивановича Исупова, других специалистов.
В ходе осмотра атомной электростанции депутаты познакомились с состоянием третьего и четвертого энергоблоков, которые стоят первыми в списках на введение в действие в соответствии с программой энергетического развития Украины.
По завершении экскурсии состоялась плодотворная встреча депутатов с руководством ХАЭС.
Поприветствовав представителей местного законодательного органа, генеральный директор Николай Сергеевич Панащенко доложил депутатам о состоянии дел.
В соответствии с проектом ХАЭС должна была быть четырехблочной, общей мощностью 4000 МВт с унифицированными водо-водяными энергетическими реакторами типа ВВЭР-1000.Первый блок был введен 22 декабря 1987 года, а 7 августа 2004 года блок №2 Хмельницкой АЭС с реактором ВВЭР-1000 также подключен к Объединенной энергосистеме Украины. 15 декабря 2005г. после проведения ППР на блоке №2 ГКЯР Украины выдана Лицензия на осуществление деятельности на этапе жизненного цикла «Эксплуатация ядерной установки энергоблока №2 ХАЭС». В 2006 году ОП ХАЭС выработала 14,5 млрд. кВтч электроэнергии, в 2007 году планируется выработать 13,7 млрд. кВтч электроэнергии. С начала эксплуатации ХАЭС выработала 133 295 млн.кВт/ч, в том числе блок №1 – 118 275 млн.кВт/ч, блок №2 – 15 020 млн.кВт/ч. Наблюдается постоянный рост выработки электроэнергии. В 2005 году он составил 56% по сравнению с 2004 годом и в 2006 году - 11.1% по сравнению с 2005 годом.
В 2005 году увеличение коэффициента установленной мощности (КИУМ) по ХАЭС составило +6,4%, в 2006году +8,24%
На ХАЭС действует автоматизированная система контроля радиационной обстановки, включающая 15 постов и центральный пункт АСКРО, которые предназначены для: непрерывного контроля радиационной обстановки на территории промплощадки, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения (30-км зоне) во всех режимах эксплуатации АЭС в объеме, достаточном для оперативного заключения о соответствии / не соответствии РО требованиям, установленным НРБУ-97 для персонала и населения; для обеспечения достоверной информацией о РО в окружающей среде, прогнозирование изменений РО, а также для получения информации, необходимой для определения активности и состава радионуклидов, поступивших за пределы АЭС, и выработки рекомендаций по принятию решений для ликвидации ослабления радиационных последствий аварии.
С введением в эксплуатацию 2-го энергоблока валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источнико в Хмельницкой АЭС значительно сократились по причине вывода в резерв ПРК, выбросы которой достигали 90% от величины валового выброса предприятия.
На ХАЭС постоянно ведется работа по оптимизации дозовых нагрузок персонала.
Все сточные воды Хмельницкой АЭС после очистки направляются в технологический цикл АЭС и не сбрасываются в водные объекты общего пользования. В структуре ОП ХАЭС работает специальный отдел охраны окружающей природной среды.
Вывод государственной экологической экспертизы материалов ОВОС достройки энергоблока №2 ХАЭС - «функционирование энергоблока №2 ХАЭС является экологически безопасным».
В соответствии с «Программой стратегии развития ядерно-энергетического комплекса Украины до 2030 года и на дальнейшую перспективу» предусматривается сооружение и ввод в качестве первоочередных энергоблоков №3 и №4 ХАЭС к 2012 и 2014 годам соответственно.
Генеральный директор обозначил обуславливающие факторы для такой деятельности.
В частности: выполнены в период 1970-1980 годов изыскательские и проектные работы по площадке Хмельницкой АЭС для четырех энергоблоков типа ВВЭР-1000 серии В-320.
Возведена значительная строительная часть энергоблоков №3 и №4 ХАЭС, и РДЭС для ВВЭР-1000 серии В-320.
Находится в работе спецкорпус для очистки радиоактивных вод, спроектированный для четырех блоков.
Смонтированы подземные трубопроводы технической воды ответственных потребителей, пруда-охладителя, каналов подвода и отвода циркуляционной воды под четыре энергоблока ВВЭР-1000.
На ХАЭС имеется достаточно отведенной земли под установку ОРУ-750 кВ и достаточное количество ЛЭП для транспортировки электроэнергии от трех энергоблоков мощностью 1000 МВт. Наличие в Украине заводов-производителей оборудования АСУТП для ВВЭР-1000. Наличие в Украине завода-производителя одной из лучших на мировом рынке тихоходной турбины мощностью 1000 МВт.
Наличие на ХАЭС полномасштабного тренажера подготовки персонала для эксплуатации ВВЭР-1000 с установками В-320.
Существование доверия населения 30-и километровой зоны к действующим энергоблокам ХАЭС.
Возможные пути модернизации установок ВВЭР-1000 с целью существенного повышения ядерной безопасности.
В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 21.07.05 г. № 281-р «Про підготовчі заходи щодо будівництва нових енергоблоків Хмельницької АЕС» определены первоочередные работы по обследованию строительных конструкций и разработаны соответствующие графики.
Для обеспечения безопасного и качественного обследования выполнены работы по обеспечению энергоснабжения и освещения, временные подъездные дороги, мероприятия по технике безопасности.
Для выбора типа ядерной установки КИЭП выполнил технико-экономический анализ, исходя из условий выполненных строительных работ. Анализ показал, что наиболее оправданным с технической и экономической точек зрения есть вариант сооружения энергоблока №3 на базе реакторной установки типа ВВЭР-1000 российского производства с применением модернизированной турбоустановки отечественного производства (турбина К-1000-5,9/25 производства ОАО «Турбоатом», г.Харьков в комплекте с турбогенератором ТГВ-1000-4 производства «Электротяжмаш», г.Харьков).
По результатам обследования будут определены: техническая возможность использования существующих зданий, сооружений и конструкций на протяжении запланированного срока эксплуатации; необходимость выполнения ремонтно-восстановительных работ по зданиям и сооружениям к началу активной фазы строительно-монтажных работ.
Затраты на производство ремонтно-восстановительных работ.
Проведены тендеры по выбору подрядных организаций на обследование строительных конструкций и на выполнение подготовительных работ по проведению обследования.
КИЭПом выполнены: рекогносцировочное, визуальное, инструментальное обследование, ве дётся доработка данных и отчёта по инструментальному обследованию.
ОАО «УС ХАЭС» выполнены: работы по обеспечению энергоснабжения и освещения, временные подъездные дороги, мероприятия по технике безопасности, работы по отбору образцов для инструментального обследования.
Строительная готовность энергоблоков на время прекращения работ оценивалась как: блок № 3 – 27%, блок № 4 – 8-10%.
За период строительства блоков №3 и №4 работы велись на таких объектах: реакторное отделение; турбинное отделение; резервная дизель-генераторная электростанция; блочная насосная станция.
Выполнен монтаж подземных коммуникаций: циркводоводов; трубопроводов неответственных потребителей; трубопроводов ответственных потребителей, сетей канализации и водопровода.
Построены и сданы в эксплуатацию общестанционные объекты: спецкорпус; открытое распределительное устройство 750/330 кв; общестанционная дизель-генераторная электростанция; объединенный вспомогательный корпус; лабораторно-бытовой корпус; брызгальные устройства ответственных потребителей.
Согласно ТЭР на достройку энергоблока №2, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины №146-р от 17 марта 2003 года на строительство объектов 30-км зоны было предусмотрено 60 642 тыс. грн.
Введено в эксплуатацию 46 объектов, из них 14 объектов по Хмельницкой области: школы – 4, газификация – 8 объектов, реконструкция систем отопления – 1 объект, реконструкция дорог – 1 объект.
32 объекта по Ровенской области: газификация – 14 объектов, реконструкция систем отопления – 10 объектов, телефонизация – 2 объекта, реконструкция зданий соцкультбыта – 4, реконструкция дорог – 2 объекта.
Завершая презентацию ХАЭС, Николай Сергеевич остановился на животрепещущем вопросе – тарифах на коммунальные услуги. Он отметил, что в 2006 году на жилфонд отпущено 213,6 тыс. Гкал. из общей поставки тепла в 276,3 тыс. Гкал. При этом затраты составили 6699 тысяч гривен, доходы – 3624 тыс. грн. и отъемный результат деятельности в 3 млн. 75 тыс. грн. Ожидаемый результат затрат по коммунальным услугам в 2007 году, учитывая нынешние цены на тепло, воду, водоотведение планируется на уровне 11 с половиной миллионов. Для того, чтобы эта деятельность не была убыточной, тариф на горячую воду должен составлять 3,4 гривны за куб и 1,43 гривны – за холодную. На данный момент действуют тарифы, установленные городским советом 12.06.2001 г., и лишь в части теплоснабжения есть изменения.
Николай Сергеевич Панащенко привел сравнительный анализ. Если в Нетешине одна Гкал с ПДВ составляет 18,4 коп., то в Славуте она равна 143,74 коп., в Камянец-Подольском 148,45 коп., в Шепетовке почти 152 коп. и в Хмельницком 192,52 коп. То есть в Нетешине эта услуга стоит на порядок меньше.
С ним не согласился депутат Денисюк. Он сказал, что жители города получили расчетки, в которых увеличение платы за коммунальные услуги выросли не на половину, как следует из расчетов, а в четыре и даже пять раз.
- В этом следует разобраться более детально, - предложил генеральный директор. – Приняв за исходную цифру 18 копеек за Гкал, Николай Сергеевич разложил ситуации на составляющие.
Раньше жители платили за тепло в течение всего года, не смотря на то, отводится тепло или нет. Сегодня в соответствие с инструктивными документами мы за тепло берем только в зимние месяцы. В летние месяцы стоимость тепла равна нулю копеек. Если бы плата за тепло не изменилась, нам пришлось бы платить в зимние месяцы 36 копеек: 18 множим на два. Однако стоимость тепла, которое мы генерируем, увеличилась в 1,56 раза, умножайте 36 копеек на 1,56 и вы получите в пределах 53 копеек. Если вернуться к исходному счету и наличную стоимость если разбить на 12 месяцев, то за один месяц плата составит 26 копеек. Об увеличении с 18 копеек до 26 и следует говорить.
Посему четырехкратное увеличение только условно. Подобная картина и по горячей воде. Увеличение здесь в полтора раза на величину нагрева.
С надрывом в голосе говорил о повышении цен депутат В.М.Никитчук: «В Нетешине только об этом и говорят. Я понимаю, что нам диктуют эти цифры, но люди не понимают почему так дорого подняты цены, если мы живем под боком этого монстра. Согласовывали ли вы с исполкомом повышение?»
Николай Сергеевич Панащенко предложил более сдержанно выражаться о Хмельницкой АЭС. «Не хотелось бы использования в наших беседах этой формулировки. Этот самый монстр на 95 процентов содержит бюджетную сферу города, предоставляет 5361 рабочее место для жителей города и округи с годовым фондом оплаты труда 169 миллионов. Эти деньги дают возможность этому городу развиваться».
Далее генеральный директор доложил, что в тарифе, который ныне существует, есть два субъекта регулирования: тарифы, устанавливаемые местной властью и часть тарифа, которая регулируется государством. Вторая часть пришла от государственного органа и эту составляющую я не должен ни с кем согласовывать. Что касается тарифов, установленных местной властью, то они не изменялись и каких либо действий по ним не производилось.
Депутат Новак говорил о старой части города, которой не досталось денег из средств, выделенных на 30-километровую зону. Н.Панащенко сказал, что не знает, почему подобные деньги не были заложены. Что же касается Нетешина, то планируется открыть 4 скважины. «Мы планируем выделение денег на коллектор, на расширение станции обезжелезивания. В рамках имиджевой программы на Нетешин в 2004 году было затрачено 3,8 миллиона на новый дом и 5,3 млн. на стадион».
Депутат Шумик хотел узнать, как на других станциях решается тарифная проблема?
Точно так же, как и у нас. То, что принято государством, принято к исполнению. «Я хочу акцентировать, что тариф 18.40 - это решение государства, - отметил Николай Сергеевич. Мы можем говорить, что это кому-то нравится, а кому-то не нравится. Это как тариф за электроэнергию. Если раньше он составлял 8,8копейки, то сейчас 9, 5 копейки. Далее генеральный директор доложил, что договорная работа за потребленные коммунальные услуги также продвигается медленно. Всего у нас более 11 тысяч потребителей, заключены договора только с 7 тысячами. До полного заключения договоров мы не намерены менять тарифы, - сказал Н.Панащенко.
Мэр города О.Смышляев высказал мысль, что следовало бы провести по тарифной политике общественные слушания, с чем руководитель станции согласился. Беседа велась о планах достройки 3-го и 4-го энергоблоков, компенсациях жителям контролируемой зоны наблюдения и тому подобное. Депутаты и руководство ХАЭС пришли к мысли о необходимости совместных усилий по улучшению состояния жизни в городе.
Виктор Гусаров
март 2007