Вхід

В ключе взаимопонимания и открытого диалога

В ключе взаимопонимания и открытого диалога

Депутаты Нетишинского городского совета воспользовались приглашением руководства Хмельницкой АЭС, чтобы воочию увидеть электростанцию, познакомиться с достижениями коллектива. И хотя в депутатском корпусе города немало работников ХАЭС, для многих в этот день станция раскрылась с неожиданной стороны.

Прежде всего депутаты осмотрели полномасштабный тренажер, на котором имели возможность смоделировать критическую ситуацию, понаблюдать за действиями оперативного персонала. Представители депутатского корпуса получили исчерпывающие ответы от начальника учебно-тренировочного центра Владимира Ивановича   Исупова, других специалистов.

В ходе осмотра атомной электростанции депутаты познакомились с состоянием третьего и четвертого энергоблоков, которые стоят первыми в списках на введение в действие в соответствии с программой энергетического  развития Украины.

По завершении экскурсии состоялась плодотворная встреча депутатов с руководством ХАЭС.

Поприветствовав представителей местного законодательного органа, генеральный директор Николай Сергеевич Панащенко доложил депутатам о состоянии дел.

В соответствии с проектом ХАЭС должна была быть четырехблочной, общей мощностью 4000 МВт с унифицированными водо-водяными энергетическими реакторами типа ВВЭР-1000.Первый блок был введен 22 декабря 1987 года, а 7 августа 2004 года блок №2 Хмельницкой АЭС с реактором ВВЭР-1000 также подключен к Объединенной энергосистеме Украины. 15 декабря 2005г. после проведения ППР на блоке №2 ГКЯР Украины выдана   Лицензия на осуществление деятельности на этапе жизненного цикла «Эксплуатация ядерной установки энергоблока №2 ХАЭС». В 2006 году ОП ХАЭС выработала 14,5 млрд. кВтч  электроэнергии, в 2007 году  планируется   выработать   13,7 млрд. кВтч электроэнергии. С  начала  эксплуатации ХАЭС выработала 133 295 млн.кВт/ч, в том числе блок №1 – 118 275 млн.кВт/ч,  блок №2 – 15 020 млн.кВт/ч. Наблюдается постоянный рост выработки электроэнергии. В  2005 году он составил 56%  по сравнению  с  2004  годом  и  в  2006 году - 11.1% по сравнению с 2005 годом.

В 2005 году увеличение коэффициента установленной мощности (КИУМ) по ХАЭС составило +6,4%, в 2006году  +8,24%

На ХАЭС действует автоматизированная система контроля радиационной обстановки, включающая 15 постов и центральный пункт АСКРО, которые предназначены для: непрерывного контроля радиационной обстановки на территории промплощадки, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения (30-км зоне)  во всех режимах эксплуатации АЭС в объеме, до­статочном  для оперативного за­ключения о соответствии / не соответствии РО требованиям, установленным  НРБУ-97  для персонала и населения; для обеспечения достоверной информацией о РО в окружающей среде, прогнозирование изменений РО, а также для получения информации, необходимой для определения активности и состава  радионуклидов, поступивших за пределы АЭС, и выработки рекомендаций по принятию решений для ликвидации  ослабления радиационных последствий аварии.

С  введением  в  эксплуатацию 2-го энергоблока валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный  воздух от стационарных источнико в  Хмельницкой  АЭС  значительно сократились по причине вывода  в  резерв ПРК, выбросы  которой  достигали  90% от величины  валового  выброса предприятия.

На ХАЭС постоянно ведется работа по оптимизации дозовых нагрузок персонала.

Все сточные воды Хмельницкой АЭС после очистки направляются в технологический цикл АЭС и не сбрасываются в водные объекты общего пользования. В структуре ОП ХАЭС работает специальный отдел охраны окружающей природной среды.

Вывод государственной экологической экспертизы материалов ОВОС достройки энергоблока №2 ХАЭС -  «функционирование  энергоблока №2  ХАЭС  является  эко­логически безопасным».

В соответствии с «Программой стратегии развития ядерно-энергетического комплекса Украины до 2030 года и на дальнейшую перспективу» предусматривается сооружение и ввод в качестве первоочередных энергоблоков №3 и №4 ХАЭС к 2012 и 2014 годам соответственно.

Генеральный директор обозначил обуславливающие факторы для такой деятельности.

В частности: выполнены в период 1970-1980 годов изыскатель­ские и проектные работы по площадке Хмельницкой АЭС для четырех энергоблоков типа ВВЭР-1000 серии В-320. 

Возведена значительная строительная часть энергоблоков №3 и  №4  ХАЭС,  и  РДЭС для ВВЭР-1000 серии В-320.

Находится в работе спецкорпус для очистки радиоактивных вод, спроектированный для четырех блоков.

Смонтированы  подземные трубопроводы технической воды ответственных потребителей, пруда-охладителя, каналов подвода и отвода циркуляционной воды под четыре энергоблока ВВЭР-1000.

На ХАЭС имеется достаточно отведенной земли под установку ОРУ-750 кВ и достаточное количество ЛЭП для транспортировки электроэнергии от трех энергоблоков мощностью 1000 МВт. Наличие в Украине заводов-производителей оборудования АСУТП для ВВЭР-1000. Наличие в Украине завода-производителя одной из лучших на мировом рынке тихоходной турбины мощностью 1000 МВт.

Наличие на ХАЭС  полномасштабного тренажера  подготовки персонала для эксплуатации ВВЭР-1000 с установками В-320.

Существование доверия населения 30-и километровой зоны к действующим энергоблокам ХАЭС.

Возможные пути модернизации установок ВВЭР-1000 с целью существенного повышения ядерной безопасности.

В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 21.07.05 г. № 281-р «Про підготовчі заходи щодо будівництва нових енергоблоків Хмельницької АЕС» определены первоочередные работы по обследованию строительных конструкций и разработаны соответствующие графики.

Для обеспечения безопасного и качественного обследования  выполнены работы по обеспечению энергоснабжения и освещения, временные подъездные дороги, мероприятия по технике безопасности.

Для выбора типа ядерной установки КИЭП выполнил технико-экономический анализ, исходя из условий выполненных строительных работ. Анализ показал, что наиболее оправданным с технической и экономической точек зрения есть вариант сооружения энергоблока №3 на базе реакторной установки типа ВВЭР-1000 российского производства с применением модернизированной турбоустановки отечественного производства (турбина К-1000-5,9/25 производства ОАО «Турбоатом», г.Харьков в комплекте с турбогенератором ТГВ-1000-4 производства «Электротяжмаш», г.Харьков).

По результатам обследования будут определены: техническая возможность использования су­ществующих  зданий,   сооружений  и  конструкций на протяжении за­пла­ни­ро­ванного  срока  эк­сплу­атации; необходимость выполнения ремонтно-восстановительных работ по зданиям и сооружениям к на­чалу активной фазы строительно-монтажных работ.

Затраты на производство ремонтно-восстановительных работ.

Проведены тендеры по выбору подрядных организаций на обследование строительных конструкций и на выполнение подготовительных работ по проведению обследования.

КИЭПом выполнены: рекогносцировочное, визуальное, инструментальное     обследование,  ве­ дёт­ся  доработка  данных  и  отчёта  по инструментальному  обследованию. 

ОАО «УС ХАЭС» выполнены: работы по обеспечению энергоснабжения и освещения, временные подъездные дороги, меро­приятия по технике безопасности, работы по отбору образцов для инструментального обследования.

Строительная готовность энергоблоков на время прекращения работ оценивалась как: блок № 3 – 27%,  блок № 4 – 8-10%.

За период строительства блоков №3 и №4 работы велись на таких объектах: реакторное отделение; турбинное отделение; резервная дизель-генераторная электростанция; блочная насосная станция.

Выполнен монтаж подземных коммуникаций: циркводоводов; трубопроводов неответственных потребителей;  трубопроводов ответственных потре­бителей, сетей канализации и водопровода.

Построены и сданы в эксплуатацию общестанционные объекты: спецкорпус; открытое распределительное устройство 750/330 кв; общестанционная дизель-генераторная электростанция; объединенный вспомогательный корпус; лабораторно-бытовой корпус; брызгальные устройства ответственных потребителей.

Согласно ТЭР на достройку энергоблока №2, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины №146-р от 17 марта 2003 года на строительство объектов 30-км зоны было предусмотрено 60 642 тыс. грн.

Введено в эксплуатацию 46 объектов, из них 14 объектов по Хмельницкой области: школы – 4, газификация – 8 объектов, реконструкция систем отопления – 1 объект, реконструкция дорог – 1 объект. 

32 объекта по Ровенской области: газификация – 14 объектов, реконструкция систем отопления – 10 объектов, телефонизация – 2 объекта, реконструкция зданий соцкультбыта – 4, реконструкция дорог – 2 объекта.

Завершая презентацию ХАЭС, Николай Сергеевич остановился на животрепещущем вопросе – тарифах на коммунальные услуги. Он отметил, что в 2006 году на жилфонд отпущено 213,6 тыс. Гкал. из общей поставки тепла в 276,3 тыс. Гкал. При этом затраты составили 6699 тысяч гривен, доходы – 3624 тыс. грн. и отъемный результат деятельности в 3 млн. 75 тыс. грн. Ожидаемый результат затрат по коммунальным услугам в 2007 году, учитывая нынешние цены на тепло, воду, водоотведение планируется на уровне 11 с половиной миллионов. Для того, чтобы эта деятельность не была убыточной, тариф на горячую воду должен составлять 3,4 гривны за куб и 1,43 гривны – за холодную. На данный момент действуют тарифы, установленные городским советом 12.06.2001 г., и  лишь  в  части теплоснабжения есть изменения.

Николай  Сергеевич Панащенко  привел   сравнительный  анализ. Если  в  Нетешине  одна  Гкал  с   ПДВ составляет 18,4 коп., то в Славуте она равна 143,74 коп., в Камянец-Подольском 148,45 коп., в Шепетовке почти  152  коп.  и  в  Хмель­ницком 192,52 коп. То есть в Нетешине  эта  услуга  стоит на порядок меньше.

С ним не согласился депутат Денисюк. Он сказал, что жители города получили расчетки, в которых увеличение платы за коммунальные услуги выросли не на половину, как следует из расчетов, а в четыре и даже пять раз.

- В этом следует разобраться более детально, - предложил генеральный директор. – Приняв за исходную цифру 18 копеек за Гкал, Николай Сергеевич разложил ситуации на составляющие.

Раньше жители платили за тепло в течение всего года, не смотря на то, отводится тепло или нет. Сегодня в соответствие с инструктивными документами мы за тепло берем только в зимние месяцы. В летние месяцы стоимость тепла равна нулю копеек. Если бы плата за тепло не изменилась, нам пришлось бы платить в зимние месяцы 36 копеек: 18 множим на два. Однако стоимость тепла, которое мы генерируем, увеличилась  в 1,56 раза, умножайте 36 копеек на 1,56 и  вы получите в пределах 53 копеек. Если вернуться к исходному счету и наличную стоимость если разбить на 12 месяцев, то за один месяц плата составит  26 копеек.  Об увеличении с 18 копеек до 26 и следует говорить.

Посему четырехкратное увеличение только условно. Подобная картина и по горячей воде. Увеличение  здесь в полтора раза на величину нагрева.

С надрывом в голосе говорил о повышении цен депутат В.М.Никитчук: «В Нетешине только об этом и говорят. Я понимаю, что нам диктуют эти цифры, но люди не понимают почему так дорого подняты цены, если мы живем под боком этого монстра. Согласовывали ли вы с исполкомом повышение?»

Николай Сергеевич  Панащенко предложил более  сдержанно выражаться о Хмельницкой АЭС. «Не хотелось бы использования в наших беседах этой формулировки. Этот самый монстр на 95 процентов содержит бю­джетную сферу города, предоставляет 5361 рабочее место для жителей города и округи с  годовым фондом оплаты труда 169 миллионов. Эти деньги  дают возможность этому городу развиваться».

Далее генеральный директор доложил, что в тарифе, который ныне существует, есть два субъекта регулирования: тарифы, устанавливаемые местной властью и часть тарифа, которая регулируется государством. Вторая часть пришла от государственного органа и эту составляющую я не должен ни с кем согласовывать. Что касается тарифов,  установленных  местной властью, то  они  не  изменялись  и  каких  либо действий по ним не производилось.

Депутат Новак  говорил о старой части города, которой не досталось денег из средств,  выделенных на 30-километровую зону. Н.Панащенко сказал, что не знает, почему подобные деньги не были заложены. Что же касается Нетешина, то  планируется открыть 4 скважины. «Мы планируем выделение денег на коллектор, на расширение станции обезжелезивания. В рамках имиджевой программы  на Нетешин в 2004 году  было  затрачено  3,8 миллиона на новый дом  и 5,3 млн.  на стадион».

 Депутат Шумик хотел узнать, как на других станциях решается тарифная проблема?

Точно так же, как и у нас. То, что принято государством, принято к исполнению. «Я хочу акцентировать, что тариф 18.40 -  это решение государства, - отметил Николай Сергеевич. Мы можем говорить, что это кому-то нравится, а кому-то не нравится. Это как тариф за электроэнергию. Если раньше он составлял 8,8копейки, то сейчас 9, 5 копейки. Далее генеральный директор доложил, что договорная работа за потребленные коммунальные услуги также продвигается  медленно.  Всего  у  нас  более 11 тысяч потребителей, заключены договора только  с 7 тысячами. До полного  заключения  договоров мы не  намерены менять тарифы, - сказал Н.Панащенко.

Мэр города О.Смышляев вы­сказал мысль, что следовало бы провести по тарифной политике общественные слушания, с чем руководитель станции согласился. Беседа велась о планах достройки 3-го и 4-го энергоблоков, компенсациях жителям контролируемой зоны наблюдения и тому подобное. Депутаты и руководство ХАЭС пришли к мысли о необходимости совместных усилий по улучшению состояния жизни в городе.

Виктор  Гусаров

март 2007


 





ВідмінитиДодати коментар


 

Всі публікації

faberlic