Все болезни от нервов, уверяет народная молва. В этом утверждении большая доля правды, ибо нервные заболевания входят в число наиболее распространенных болезней 20-го и нынешнего  века. Причем пик таких болезней приходится на годы больших потрясений в экономике, социальной жизни. Подъем наблюдался в 1990 -1995 годах. Нынешняя ситуация тоже не очень располагает к стойкости нервной системы. Если учесть, что под функциональными болезнями центральной нервной системы человека подразумевают последствия  постоянных переживаний, переутомлений, депрессионных состояний, недостаточного  питания, проявления инфекционных заболеваний, воздействующих на анатомическом, физиологическом, биохимическом уровнях, то понятно, что в той или иной мере человеку сложно «устоять на ногах» перед  невритами, неврозами, радикулитами, склерозами, и т.п. и т.д.

Валентина Марьяновна Залуцкая с 1987 года исследует и лечит нервы нетешинцев. Нам было интересно побеседовать с врачом, посвятившим столько лет продлению здоровья сотен и сотен пациентов.

- Врачевание заболеваний центральной нервной системы,  это наука или искусство?

- Это область медицины со специфическими характеристиками. Прежде всего необходимо знать предмет, понимать как то или иное лекарство, процедура или манипуляция будет воздействовать на всю функциональную систему человека. Поэтому без твердых знаний физиологии, биохимии работать невозможно. Знания не заканчиваются на уровне  мединститута, далее следует  постоянное изучение всего нового, что приносит академическая наука и практика.

А с другой стороны это искусство общения. Оно напоминает работу следователя, допрашивающего свидетелей по делу опасного преступника – болезни. Можете себе представить, сколько это требует усилий.

Врачевание, как ни одна другая работа, требует преумножения своих знаний, неустанного самообразования. И по возвращении с работы, когда уже никаких физических и душевных сил не остается, приходится мучить себя вопросами, а правильно ли назначено лечение, а какой эффект  будет от тех или иных процедур, заглядывать в специальную литературу.  Редко в какой профессии в мирное время один человек повелевает жизнью и здоровьем другого, как во врачебной. Огромная тяжесть врачебной профессии в том, что нередко врач должен решать за родителей и родственников вопросы таких действий, которые могут стоить больному жизни. Понятно, что чаще всего это вопросы оперативного вмешательства. Поэтому для сомнений, переживаний, терзаний масса причин.

- Во время второго путешествия барона Мюнхгаузена  на  Луну выбор профессии происходил очень просто: луняне росли на деревьях в больших орехах.  Когда  орехи созревали  и раскрывались, то из  них  выходили готовые специалисты: из одной скорлупы  юрист,  из   другой  врач. Как  «выращивали» вас?

- Моя мама медсестра, поэтому с самого раннего детства другой  планиды, как только медицинское поприще, мне не предполагалось. Закончила Тернопольский мединститут. Судьба привела в Нетешин. Издержки профессии в том, что теперь приходится лечить своих родителей. Очень непростая миссия.

- Знаю часто болеющую женщину, которая сравнивает врача у постели больного с образом матери в детстве: мать дома, значит ничего страшного, ничего не случится – она всегда тут, она отведет любую беду.

-  Значительный процент правды в этом есть. От авторитета врача зависит многое. Древние врачеватели говорили, что у врача есть три орудия: слово, растение и нож. От того, как врач выслушает жалобы пациента, как опросит, как посмотрит на него, какое уделит внимание, во многом зависит дальнейшее состояние больного. Есть тысячи описанных  в  литературе случаев, когда вера в исцеление приносила позитивные плоды, хотя все выглядело довольно мрачно.

Есть просьба к пациентам: не лечитесь по телевизору. Рекомендованные там препараты далеко не всем приносят пользу. Наблюдение врача обязательно. Человек настолько индивидуален, что массовое применение какого либо препарата может принести больше вреда, чем пользы. И не следует уповать, что медицина всесильна. Как морщинами покрывается лицо, так и внутреннее строение человека со временем приходит в состояние атрофии, определенных изменений. Задача медиков в таких случаях продлить жизнеспособность организма. И тут сам пациент может сделать больше за врача. Ему нужно осознать свое состояние, не навредить излишними печалями, в том числе алкоголем, не курить, наоборот, проникнуться философией, что жизнь прекрасна  даже в период угасания.

- Говорят, что к больному следует относиться, как к близкому, родному человеку. Насколько это возможно?

- Не исключаются случаи, когда пациенты становятся друзьями и очень хорошими спутниками по жизни. Многое зависит от того, насколько тебе этот человек интересен как личность. Мы знаем, что и сами врачи болеют. Этой участи минуют единицы. Чехов, по профессии врач, большую часть жизни болел чахоткой. У нас есть пациенты,  увлечения которых какими-то поделками, изучением культуры вызывает здоровое чувство уважения. Мы часто и помногу общаемся.

Бывают случаи, когда пациенты влюблены в свои болезни, они их лелеют и возносят на пьедестал. Это сложная категория людей. Им недостаточно внимания, они требуют его в тройных дозах. Понятно, при постоянной загруженности врача комфортности добиться в общении довольно сложно. Пробуем  просвещать  их популярной литературой и назначать определенные процедуры.

- Врачей  часто  обви­няют  в  недостаточной  компетентности, неумении правильно  ставить  диагноз.

- Врачевание не относится к точным наукам. Всякий организм индивидуален. Блестящий врач С.Боткин писал: «Я считаю себя неплохим диагностом, но все же я был бы удовлетворен, если бы 30 процентов моих диагнозов были бы правильными». Ни один прославленный ученый не может сразу сказать, что лучше поможет данному больному. Во многих  случаях  самые модные и  дорогие  лекарства – не самое эффективное средство  для  конкретного  больного. Повторюсь, мы всегда в сомнениях  и поиске. Но мы  стремимся  помочь   больному, только бы пациент стал на нашу сторону. Вдвоем  легче  бороться  против недуга.

Беседовал

Виктор Гусаров

июнь 2008