26 марта 1944 года газета «Правда» писала:

«Вот она, долгожданная, трижды желанная государ­ственная граница нашей Отчизны, тридцать три месяца назад попранная врагом».

В числе первых в составе передового отряда 202-й стрелковой дивизии к границе вышел бата­льон подо­лянина из села Малая Боровица Белогорского района капитана Григория Омельчука. Остановив колонну, ка­питан сверил карту с местностью и доложил командиру отряда:

- Вышел к селу Корпак. Впереди - Граница!

Граница проходила западнее села. Над Прутом клу­бился туман. Вершины прибрежных холмов темнели в предутреннем небе. Среди виноградников виднелись де­ревянные хаты. Но ни огонька, ни дыма из печных труб, и это насторожило Омельчука: в селе наверняка гитле­ровцы.

Предположение комбата подтвердилось. Высланных к селу разведчиков немцы обстреляли из пулеметов, за­тем открыли огонь из минометов и орудий по дорогам в Корпач. Командир отряда приказал Омельчуку обойти село с юга, переправиться через реку и выйти в тыл про­тивнику. Тем временем наши танкисты выйдут к селу Корпач и атакуют вражеский гарнизон.

Разведчики на двух лодках переправились через Прут, вслед за ними с первой штурмовой группой выса­дился на западном берегу капитан Омельчук. В старом пограничном доте наши стрелки обнаружили и задер­жали 12 немецких солдат с фельдфебелем. Пленные по­казали, что направлены сюда для охраны дороги, по которой должны подойти к границе немецкие войска и закрепиться здесь, остановив наступление русских. По словам пленных, в селе Корпач размещен усиленный батальон, которому приказано драться до последнего солдата.

Дальнейшие действия были четкими и бы­стрыми. Разведчики бесшумно сняли охрану гитлеров­цев у моста через Прут. Два взвода автоматчиков взяли под контроль шоссе, ведущее к мосту с запада. Внезап­ный огневой налет с тыла буквально ошеломил врага. Фашисты бросали оружие, убегая к мосту, но были встре­чены огнем из автоматов. В это время наши танкисты ворвались в село. Гарнизон противника был полностью разгромлен. Триста немецких и румынских солдат сда­лись в плен. А вскоре подошли главные силы.

На батальон Омельчука была временно возложена охрана переправы через Прут. Его бойцы установили пограничный столб. Мимо проходили колонны советских войск. Солдаты по горстке брали родную землю и ша­гали дальше на запад. Волнующие картины запечатле­лись до конца жизни в памяти Георгия Куприяновича Омельчука, удостоенного за форсирование Прута зва­ния Героя Советского Союза.

Это один из многих примеров успешных действий наших воинов при выходе к государственной границе.

…В тот день войска 2-го Украинского фронта севернее го­рода Яссы вышли на нашу государственную границу протяженностью 85 километров и перенесли боевые дей­ствия вглубь территории Румынии, имея приказ прес­ледовать врага вплоть до его разгрома и капитуляции. Вместе с тем наше правительство заявило, что «не пре­следует цели приобретения какой-либо части румынской территории или изменения существующего общественно­го строя Румынии».

Одновременно на 1-м Украинском фронте танкисты армии генерала М. Е. Катукова (до войны служил в Шепетовке и освобождал ее, - прим. редакции)  овладели Черновца­ми и Коломыей и продолжали наступать в направлении Станислава и Надворной. К 8 апреля они вышли на на­шу государственную границу с Чехословакией и Румы­нией на фронте свыше 200 километров. За отличия при выходе на границу многие части получили почетное наименование «Прикарпатские».

Были подведены итоги крупнейшей фронтовой нас­тупатель­ной Проскуровско-Черно­вицкой операции. На­ши войска продвинулись в южном и западном направ­лениях от 80 до 350 километров, освободив 47940 квад­ратных километров территории Правобережной Укра­ины, ее областные центры Винницу, Каменец-Подольс­кий, Черновцы, Тернополь, 57 других городов, 11 важ­ных железнодорожных станций, тысячи населенных пунктов.

Выйдя в предгорья Карпат, наши войска разрезали фронт немецко-фашистских армий на две части. Южная группировка противника была изолирована от группи­ровки, находящейся в районе Львова, и вынуждена ба­зироваться только на дороги, идущие окружным путем южнее Карпат - через Румынию и Венгрию.

С 4 марта по 17 апреля 1-я и 4-я немецкие танковые армии фашист­ской группировки «Юг» понесли тяже­лые потери. 20 из 23-х дивизий потеряли свыше поло­вины личного состава, 183 тысячи убитых, большую часть техники и вооружения. Нашими войсками было взято в плен 32 тысячи солдат и офицеров, захвачено, в основном на территории Хмельнитчины, 272 танка, 2177 орудий разных калибров, 1365 минометов, 527 бро­нетранспор­те­ров, 31468 автомашин и тягачей, 61 само­лет, много другого вооружения, техники, имущества.

Родина высоко оценила подвиги войск 1-го Украин­ского фронта под командованием маршала Г. К. Жукова. 80 отличившихся дивизий, полков и отдельных частей были удостоены почетных наименований, среди них 30 - «Проскуровские», 11 - «Винницкие», 16 - «Черновиц­кие», 12 - «Староконстантиновские», 12 - «Каменец-Подольские», 12 - «Шепетовские», 5 - «Изяславские», 3 - «Остропольские», 5 - «Ямпольские». 51 дивизия и часть были награждены орденами. Около 20 тысяч сол­дат, сержантов и офицеров стали кавалерами орденов и боевых медалей, а 23 воина, в их числе 7 партизан, получили звание Героя Советского Союза.

Михаил Макухин