В городе Нетешине  самбо  - спорт номер один. 300 ребят ежедневно выходят на ковер в спортшколе Хмель­ницкой АЭС.

Самбо в Нетешин пришло как бы случайно, благодаря стечению обстоятельств. 20 лет назад направили сюда на работу выпускника Тульско­го института физкультуры Евгения Стасюка. Вскоре он другу своему написал примерно следующее: «Город очень понра­вился - молодой, зеленый, тихий. Много жилья строится, квартиру  по-быстрому получить можно. Я здесь, наверное, надолго останусь, а может быть, и навсегда. При­езжай. С дорогой душой встре­тят, устроят. Работы валом. Особенно для такого фаната, как ты». И друг его, Геннадий Горо­хов, не замедлил приехать. А был он к тому времени уже известным дзюдоистом и самбистом - призером первенства России, победи­телем Кубка СССР, хотя тре­нироваться начал поздно - в 21 год. Прибыв в Нетешин, который, кстати, и на него произвел приятное впечатле­ние, Геннадий, не откладывая в долгий ящик, походил по школам и, заинтриговав ребят увлекательными рассказами о единоборствах, без особо­го труда «завербовал» в свои группы около сотни мальчи­шек  и девчонок. Одним из первых записался и 11-летний Руслан Задворный. Был он рослым и достаточно силь­ным, но не этим поразил тре­нера, а  каким-то недетским трудолюбием.

 - Я действительно очень много  и  усердно  работал, -   вспоминает Руслан.  - А что оставалось делать, если особыми способностями  Бог  не наградил. Тренер оценил, что боль умею терпеть, не раскисаю при не­удачах, умею проанализиро­вать их причины. Говорил, что с таким стойким характером я обязательно многого добьюсь. Я ему безоговорочно верил. Да и сейчас верю. Не раз убеждал­ся: если поступлю, как он сове­тует, все получается. Я было в Киевский институт физкуль­туры поступил, мне там многое пообещали и уже кое-что сде­лали, но я вернулся домой. К своему тренеру, без которого почувствовал себя ну просто-таки сиротой. И вообще в род­ной Нетешин потянуло!

Это он, Горохов, подметив специфические особенности своего ученика, научил его эффективной борьбе лежа. Особенно удается Руслану кувырок со стойки и болевой на колено. Именно так вы­играл он все четыре схватки на Кубке мира. А соперники были грозные - чемпион России, призеры европейского и мирового первенства из Беларуси, Литвы. Руслан тогда двойную радость испытал: его друг Витя Сави­нов тоже стал первым.

Трудно для Руслана сложил­ся мировой чемпионат-98. За четыре месяца до его начала, впервые состязаясь со взрос­лыми, он завоевал Кубок мира. Естественно, оказался в цен­тре внимания. И, конечно же, услышал и прочел в прессе не только похвалу в свой адрес, но и такие, к примеру, нелестные отзывы: «Он еще сырой», «Ему просто подфартило» и т.д. Тре­нер сказал: «Ты, наверное, понимаешь, что должен, как минимум, попасть в призовую тройку. Иначе не докажешь, что победа на Кубке мира бы­ла неслучайной».

Конечно же, Руслан это понимал. Но кто из дебютан­тов мирового чемпионата не волнуется еще задолго до стар­та? Готовился Руслан с максимальной отдачей по тщатель­но разработанному тренером плану и уже за десять дней до отъезда был в отличной форме. И вдруг - беда. Спар-рингуя в нетешинском зале с одним из местных самбистов, Руслан надорвал крестовид­ную мышцу ноги. На сборах в Конче-Заспе обматывал коле­но 6-метровым эластичным бинтом, укреплял его нако­ленником, но его тренировки сводились лишь к осторожным броскам в спаррингах с легко­весами и бегу. На мир все же отправился. Первую схватку с калининградцем Михеевым, по существу, отстоял. Лишь на последней минуте бросил на 4 балла. А в поединке с аме­риканцем случилось ужасное:  Руслану удался бросок через голову, затем он перешел на удержание, соперник сильно прижал его грудь ногами, и Руслан почувствовал, как что-то у него хрустнуло. Острая боль пронзила бок. Глянул - его сломанное ребро торчит! Как сквозь вату, доносились до него отчаянные призывы тренера, товарищей по команде: «Рус­лан,  осталось  всего  40 секунд! Держи!». И он удержал.

Следующая схватка с грузи­ном, призером Европы. Врач, посмотрев грудь Руслана, м­рачно покачал головой: «Тебе нельзя выходить. Снимайся». Но, настроившись на про­должение борьбы, Задворный тихо, но твердо произнес: «Я уже решил. Прошу вас, замо­розьте мне ребро!». Медик обратился за поддержкой к Горохову, тот с ним согласился: «Я сейчас сниму его с соревно­ваний». Руслан преградил ему дорогу, тренер вышел из себя: «Я запрещаю тебе бороться!».

Он был возмущен, ведь никог­да прежде у них не возникало подобных конфликтов, его слово было для ученика законом. И вдруг такая непред­сказуе­мая строптивость! Но, увидев молящий взгляд Русла­на, Горохов отступил.

- И тут как раз меня вызва­ли на ковер, - вспоминает Рус­лан. - Иду и думаю: «Ну все. Васильевич, наверное, так на меня обозлился, что даже смо­треть мою схватку не будет». И как же я обрадовался, когда увидел его на привычном месте у края ковра. Лицо вроде бы сердитое, но в сощуренных глазах сочувствие, одобрение. Он уже весь выразительны­ми жестами показывает, что я должен изменить тактику. Я понял. После двух минут мне отдали активность. Вижу, соперник побаивается. Наши ребята дружно меня поддер­живают, а громче всех кричит Света Лысянская: «Ломай его, ломай!» Ломаю, проход в ноги, бросок два балла. Грузинский борец, естественно, кинул­ся отыгрываться, но я удачно сконтрил  - еще два балла. Потом он упал на бок, и мне должны были добавить еще 4 балла, но почему-то оставили без оценки. А я чувствую нарас­тающую боль - бинт давно уже сполз, действие заморозки слабеет. Но надо держаться. Провожу коронный прием: кувырком со стойки и сразу на один болевой, на другой. И, наконец, долгожданный гонг. Я - бронзовый призер чемпи­оната! Что и требовалось дока­зать. Ко мне бросаются тренер, ребята - на лицах радость, но я предостерегающе кричу: «Только не обнимайте! Ребро!» Это был самый тяжелый поеди­нок. И самая памятная победа.

Александр  Наухатько,

главный тренер сборной Украины по самбо

листопад 2008