За станцией Здолбуново рельсовый путь входит в пределы Ровенскаго уезда Волынской губернии, который находится на границе между

 

Сел. Басов-Кут.

357


Волынью и Полесьем; южная часть Ровенскаго уезда обнимает местность возвышенную, холмистую и принадлежит к Волыни, а северная — низменна, покрыта лесами и болотами и относится к Полесью. Линия Юго-Западных железных дорог пересекает южную часть Ровенскаго уезда; за Здолбуновым рельсовый путь проходит чрез реку Устье (приток р. Горыни) и идет по левому берегу ея, то приближаясь, то удаляясь от таковаго; местность холмистая, леса и перелески сменяются полями, еще сохраняются характерныя черты Волыни, но появляющияся местами болотистыя пространства дают чувствовать близость Полесья; окружающая природа начинает постепенно изменяться и становится все более и более заметным, что с каждым поворотом колеса вагона путник удаляется от блещущаго красками юга.

Поезд подходит к Ровно. На право из окон вагона виднеется сел. Басов-Кут, ныне незначительный населенный пункт, не играющий никакой роли. Но это небольшое селение наводит мысли на прошлое прорезываемой железною дорогою местности и пред глазами путника проносятся картины прежней жизни в Ровно и его окрестностях, когда здесь жили могущественные польские магнаты князья Любомирские, распоряжавшиеся вполне полновластно в своих огромных владениях, превосходивших размерами

 

358

Городище близ Ровно.


многия западно-европейския государства. В сел. Басовом-Куте был расквартирован отряд «Янычар», сформированный Любомирским из самой красивой молодежи и отбывавший службу в княжеском палаццо. Впрочем, о Любомирских и их жизни в Ровно скажем дальше. Здесь-же остановимся на городище, расположенном близ с. Басова-Кута и в непосредственном соседстве с рельсовым путем. Полотно железной дороги опоясывает в виде полукруга возвышенность, почти с отвесными боками, окруженную с трех сторон рвами, а с четвертой р. Устьем. Это городище находится всего в 2-3 верстах от Ровно и всем, кому придется побывать в этом городе, можем смело рекомендовать пройти сюда, неограничиваясь беглым взглядом на городище из окна вагона. Пройдя с. Басов-Кут и миновав кладбище, слишком большое для незначительнаго в настоящее время населения с. Басов-Кут и наполненное значительным количеством крестов каменных и деревянных, спустившись затем с возвышенности занимаемой селением, путник видит пред собою городище. Вход в этот окоп был со стороны низменнаго луга, чрез который протекает р. Устье; там по крутому подъему протоптана в косом направлении тропинка, по которой возможно достигнуть верха городища. С вершины открывается чудный вид; с одной сто-

 

Городище близ Ровно.

359


роны, как на географической карте вырисовывается р. Устье, далее видна низменность, покрытая лугами, а на горизонте виднеются скромныя хижины села, едва ли, не Квасилова; на ближайшем за лугом плоском возвышении раскинулось небольшое село Новый Двор с деревянною пестро раскрашенною церковью, заканчивающею собою ряд усадебных мест села. Отсюда-же виднеется сел. Басов-Кут с обширным прудом, а несколько далее, у покатостей обращенных к реке и по холмам расположился г. Ровно. Опоясывающие за сим в виде полукруга городище полотно железной дороги, с быстро проносящимися поездами, невольно наталкивает на мысль о тех временах и событиях, свидетелем которых было это городище, пережившее столетия, видевшее бурную, полную совершенно неожиданных превратностей, судьбу окружающей местности, местности ныне умиротворенной, вполне безопасной и быстро идущей вперед по пути экономическаго прогресса... Окоп, по своим краям, имеет гребнеобразныя насыпи; по средине вогнут и в центре его яма, как бы от колодца. Вблизи городища, на соседней оконечности Басова-Кута, примыкающей к кладбищу, находится множество курганов. Рвы, окружающие окопы с трех сторон, весьма глубоки и широки, покатости же очень круты. Что это за городище? когда оно сооружено? Остаток какого века оно

 

360

Город Ровно.


представляет? Все это вопросы, на который могут дать ответ только археологи. Для туриста это интересный образчик старых городищ; кроме того, с него открывается чудный вид. Вот почему мы и остановились на этом городище, находя полезным указать на него, как на известное проявление одного из многоразличных фазисов народной жизни в прежнее время.

На 218 вер. от Казатина находится станция
Ровно, пункт соединения Юго-Западных железных дорог с Полесскими (линия Ровно-Вильно). Уездный город Ровно ныне один из лучших городов Волынской губернии. Он довольно хорошо обстроен, имеет большой парк и несколько прекрасных садов; город окружает целый ряд предместий (фольварков). Река Устье образует здесь два рукава, разделяя город на три части; на одном из островов находится древний замок князей Любомирских. Лучшия улицы Шоссейная и Директорская; на первой — сосредоточена торговая деятельность и находятся магазины и лавки, а вторая — является аристократическою частью города и пунктом жительства местной интеллигенции. На углу этих улиц помещается православный собор. В настоящее время в г. Ровно до 25.000 жителей, 5 православных церквей, 2 католических костела и несколько еврейских молитвенных домов.

 

Город Ровно.

361


Заводская промышленность развита в Ровно слабо; здесь имеется две табачных фабрики, одна суконная, кожевенный и пивоваренный заводы.

Торговое значение Ровно обусловливается нахождением его во первых, на границе между Волынью и Полесьем, а во-вторых — в пункте пересечения двух таких важных железных дорог как главная линия Юго-Западных и Ровно-Виленская линия Полесских, устанавливающая связь между Юго-Западным краем и Вильною, столицею Северо-Западнаго края.

Как полагают, Ровно получил свое название от своего ровнаго местоположения. Впрочем, местныя предания иначе объясняют происхождение названия города. Разсказывают, будто имения князей Острожских простирались ровно по эту местность и потому образовавшийся здесь город стал называться Ровно. По другому преданию, Ровно получило свое название по следующему случаю: у князей Острожских было будто-бы уже 99 городов и недоставало только одного города, чтобы вышло сто городов; они прибрели эту местность и, заселив ее, назвали Ровно, т. е. ровно уже сто городов.

В начале XV века Ровно принадлежало князю Семену Васильевичу Несвицкому, вдова котораго Мария выстроила замок, поселилась здесь и стала называться княгинею Ровенскою. В XVI веке г. Ровно перешел к князьям Острож-

 

362

Станислав Любомирский.


ским. Блестящий период Ровно относится к средине прошлаго столетия; в 1723 г. он перешел к Юрию Александровичу Любимирскому, графу на Вишнице и Ярославе, князю Римской империи, коронному обозному, а впоследствии воеводе Сандомирскому; князь Любомирский приступил к перестройке стариннаго замка, каковая была окончена сыном его Станиславом. Этот замок в своем первоначальном виде уцелел до настоящаго времени; главное здание с двумя флигелями построено на острове и окружено было валом, по углам котораго подымались два насыпные бастиона; два подъемных моста вели в замок; там были сады, разныя надворныя строения и пороховой погреб.

Станислав Любомирский, живя постоянно в Ровне, много заботился о городе и при нем он превратился в значительный и населенный пункт. Любомирский, обладая громадным состоянием, был фактически независим от королевской власти; он жил в Ровне, точно владетельное лицо, окружил себя царскою роскошью, сочиняя законы и статуты для своих подданных и воинские уставы для своего надворнаго войска, котораго содержали больше, чем кто либо из других польских магнатов. При дворе Ровенском шла пышная и роскошная жизнь; там было множество прислуги, надворная милиция составляла целый полк из 4.000 человек. Замок кипел

 

Станислав Любомирский.

363


жизнию, шумные, веселые пиры, музыка, танцы чуть не каждый день оглашали великолепный дворец Любомирских. Окружавшие его шляхетство-дворяне, соседи и приятели, проводившие время на пирах в замке, все тогда старалось угождать хозяину и предупреждать малейшия его прихоти и капризы. Очевидец, который находился при дворе Любомирских в Ровне, Шимон Закревский, разсказывает, что однажды князю подстолию Любомирскому случилось пожаловаться на отсутствие под Ровном рощи, в которой он мог-бы иногда поохотиться хотя бы за зайцами. И что же? Соседи и приятели сговорились между собою сделать ему сюрприз в день именин. Кстати князь выехал на несколько дней в Дубно к князю ординату Сангушко и должен был воротиться только в день св. Станислава. Накануне этого дня согнали тысячу подвод с молодыми деревцами, да тысячу рабочих из ближних и дальних сел и деревень, насадили самым старательным образом довольно обширный лес, пересеченный правильными просеками и впустили в него множество зверей. Этот лес потом старательно поддерживался и существует до сих пор. После смерти короля Августа III Станислав Любомирский выставил свою кандидатуру на Польский престол, но вслед за сим обнаружились у него признаки психическаго разстройства; сыновья, видя страшную, совершенно

 

364

Мест. Шпанов.


ненормальную расточительность отца и усиливающееся у него умопомешательство, озаботились учреждением опеки. Станислав Любомирский был вотчинником 31 города и 738 селений, которые приносили в то время доходу около 2.400.000 злотых в год.

Потомки Станислава Любомирскаго жили в Ровне значительно тише. Из них следует упомянуть Фридерика Любомирскаго, который был некоторое время волынским вице-губернатором; при нем в 1839 году в Ровно была переведена из Клевани гимназия, основанная сперва в Луцке. В 40-х годах в этой гимназии преподавателем истории был покойный историк Николай Иванович Костомаров: который, однако, здесь служил не долго: его дружба с Шевченком заставила сто одновременно с другим преподавателем этой гимназии Д. Мордовцевым оставить здесь службу.


От Ровна рельсовый путь идет по местности волнистой, перерезанной ложбинами и оврагами. На право из окон вагона, за небольшим лугом, виднеется красивая роща, а за нею м. Шпанов, живописно расположившееся на возвышенности, спускающейся к р. Устью; еще не успеет изгладиться впечатление, вызываемое этим ландшафтом, как бросаются в глаза здания Шпановскаго сахарнаго завода, а в стороне от

 

Станция Клевань.

365


него небольшая церковь, окрашенная в кирпичный цвет. По течению реки Устья селения следуют одно за другим; здесь лежат Золотиев, Малый Алексин, Большой Алексин, Зазов; все они отличаются живописностью местоположения и как то приветливо выглядывают из за рощ. Ниже по реке Устью образуется нечто вроде озера и за ним видна роща, близ которой находятся роща и господский двухэтажный дом; это Городек или Грудек; здесь проживала княгиня Мария Ровенская, после смерти своего мужа Михаила Васильевича князя Несвижскаго, до постройки укрепленнаго замка в Ровне.

На 239-й версте от Казатина находится станция
Клевань. В 1 версте от станции расположено м. Клевань, принадлежащее ныне удельному ведомству, а прежде составлявшее собственность князей Чарторыйских. Местечко перерезывается шоссейною дорогою, направо видно массивное здание костела, а прямо для едущаго со станции показывается православная церковь. Клевань помещается на возвышенности, омываемой с трех сторон рекою Стубелью и принявшей форму мыса, на оконечности котораго находятся православная церковь и остатки прежняго замка. Ныне Клевань небольшое местечко с населением до 4.000 человек; торговые обороты сосредоточены на операциях с лесом и лесными мате-

 

366

Степанская железнодорожная ветвь.


риалами, а частию с хлебом. Происхождение названия Клевань объясняют следующим образом. Местечко это находится на самой границе Полесья и Волыни и потому оно сделалось местным рынком, где сосредоточивалась торговля скотом, шедшим из Полесья и где происходил обмен таковаго на хлеб, подвозимый с Волыни. Вследствие этого здесь стали устраивать хлевы для скота, от которых поселение получило наименование Хлевин, перешедшее первоначально в Хлевань и наконец Клевань. В половине XV века м. Клевань было пожаловано великим князем Литовским Свидригайлом князю Михаилу Васильевичу Чарторыйскому, в руках потомков котораго м. Клевань оставалось до семидесятых годов настоящаго столетия, когда куплено удельным ведомством. В 6 верстах от Клевани находится Пересопница, древнейший столичный город удельнаго княжества, а чрез плотину от Пересопницы, на возвышенности расположен замок Жуков, принадлежавший князьям Чарторыйским.

От станции Клевани отделяется Степанская железнодорожная ветвь, которая проведена к лесным дачам товарищества технической разработки лесных продуктов и с разветвлениями Цуманским, Загорынским и Рафаловецким имеет 130 верст. Конечная станция Степанской ветви находится при м. Степани, лежащей среди лесов

 

Мест. Степань.

367


Волынскаго Полесья. Некогда м. Степань было столицею русскаго удельнаго княжества, где жили князья из дома Владимира Святаго. В XV веке оно принадлежало князьям Острожским, а в прошлом столетии Любомирским. В 1705 году в Клевани некоторое время жил шведский король Карл XII, когда, после осады и взятия Гродна, двинулся против русских; здесь, в католическом костеле, он с целым своим штабом присутствовал при богослужении и в память этого события на стенах костела были обозначены год, месяц и даже час, когда Карл XII посетил костел; в настоящее время от этой заметки не сохранилось никаких следов. В 1710 году Император Петр Великий с своей супругой Екатериной, проездом чрез Волынь, прожил в Степани два дня и отсюда отправился в Луцк для свидания с королем Августом; здесь Император Петр останавливался в том же самом замке, где жил Карл XII. От этого замка ныне остались только одне развалины: часть стены вышиною до трех и шириною до двух аршин, расположеной на горе, окруженной со всех сторон р. Горынью. В этой стене имеется ниша, служившая входом в темныя подземелья, обшитыя камнем и проведенныя по разным направлениям; в подземельях местные жители скрывались во время нападений татар и ко-

 

368

Товарищ. разраб. лесн. произвед.


заков. Ныне на развалинах древняго замка одиноко стоит кресс.

В местечке Степани более 5.000 жителей и оно известно, как пункт торговли лесными материалами. Здесь находятся лесопильни, паркетныя фабрики и механическая столярная товарищества технической разработки лесных произведений; на паровых заводах товарищества изделия изготовляются исключительно из дерева местных пород, за исключением высоких сортов фанерованных паркетов, на которые употребляются в малых размерах заграничныя породы дерева. Весь сырой материал, предназначенный для выделки паркета, окон, дверей и прочих столярных изделий высушивается в специально устроенных сушильнях при помощи высокой температуры воздуха и пара высокаго давления. Производство лесопилен определяется в 250-300 тысяч рублей, паркетных фабрик 150-200 тыс. рублей и столярной мастерской 50-75 тыс. руб. На заводах товарищества работает до 250 чел. рабочих, которым отводятся безплатно квартиры с отоплением; кроме того каждому рабочему дается в пользование безплатно кусок пахатной земли; имеется собственная больница. Вообще заводы товарищества технической разработки лесных произведений принадлежат к числу наиболее благоустроенных предприятий не только исключительно с точки зрения коммерче-

 

Станция Олыка.

369


ской постановки дела, но и со стороны обезпечения интересов рабочих и служащих. Изделия заводов находят преимущественно сбыт в Варшаве, Киеве, Одессе и Лодзи.

За станциею Клеванью рельсовый путь вступает в пределы Дубенскаго уезда, который линией Казатин-Граево пересекается в северной его части. На 259 в. от Казатина лежит станция
Олыка, в 7 верстах от которой, при впадении речки Миловички в Путиловку, находится местечко Олыка. Местечко это существует с XII века, а с конца XV века принадлежит князьям Радзивиллам. Так как род князей Радзивиллов был одним из замечательнейших родов в Западной Руси, как по своему богатству, так и по влиянию, каким пользовались члены этого рода в древней Польше, то следует остановиться на происхождении Радзивиллов. Они ведут свой род от Наримунда, великаго князя Литовскаго, потомка того Полемона, который с представителями других знатнейших римских фамилий, по преданию, ушел некогда из Рима и поселился в Литве. Наримунд имел сына, который оставшись после смерти отца сиротою, был своим дядей обречен на смерть; однако, кормилица скрыла ребенка, доверившись главному литовскому жрецу Криве-Кривейту. Желая устроить малютку, жрец вынес его туда, где Витенес, тогдашний великий князь Литовский,

 

370

Князья Радзивиллы.


часто охотился и положил в орлиное гнездо в надежде, что Витенес, найдя ребенка, возьмет его на воспитание. Так и случилось. Витенес, найдя ребенка, взял его к себе, назвал Лиздейком и передал на воспитание главному жрецу. Впоследствии Витенес узнал тайну происхождения Лиздейка и женил его на своей дочери. Праправнук Лиздейки был первый Радзивилл, принявший в 1386 году одновременно с Ягеллою крещение в Кракове. О происхождении самаго имени Радзивилл разсказывается, что однажды Гедимин охотился над р. Вилиею; здесь застигла его ночь. Во сне ему приснился огромный железный волк, в средине котораго находилось сто других меньших волков; встревоженный князь созвал придворных гадателей и спросил их о значении сна. Тогда один из них истолковал сон в том смысле, что железный волк означает город и замок, которые будут построены на этом месте, что город этот сделается столицею Литовскаго княжества и что сто других волков знаменуют значительное число разных народностей, которыя будут жить в этом городе. Затем, Гедимин построил над р. Вилиею город и замок, назвал его Вильною, а Лиздейка за совет богато одарил; народ же стал звать Лиздейка Радзивиллом (от слова рада — совет). Радзивиллы, как уже сказано выше, пользовались огромным влиянием в Западной России и Польше; здесь

 

Радзивилловский замок.

371


не место разсказывать подробно историю этого княжескаго рода и достаточно отметить, что 25 февраля 1518 года князь Николай Радзивилл, воевода Троцкий и канцлер Литовский был возведен императором германским Максимилианом I в княжеское достоинство Римской Империи, которое всегда и везде пользовалось величайшим почетом. Таким образом, Радзивиллы принадлежат к древнейшим аристократическим родам Европы.

В настоящее время в м. Олыке заслуживают внимания остатки Радзивилловскаго замка; он построен правильным квадратом, имеет по углам бастионы и ворота и окружен каменным рвом, наполненным водою. На крышах поставлены орлы — герб Радзивиллов; высеченный на камне год 1564 свидетельствует о времени основания замка. Замок этот опустел с 1793 года; до этого-же времени его защищала многочисленная княжеская милиция, на стенах было 202 пушки. Само м. Олыка в то время было обнесено кругом огромными валами и каменною стеною, имевшею несколько ворот с бойницами. Около 30-х годов в Олыкском замке помещался военный госпиталь; ныне-же он совершенно запустел.

В настоящее время Олыка довольно значительное торговое местечко с населением до 7.000 душ обоего пола; в течении года бывает пять

 

372

Станция Олыка.


ярмарок; торговля идет скотом, лошадьми, хлебом в зерне и деревянною посудою.

За станциею Олыкою рельсовый путь входит в пределы Луцкаго уезда; окружающая местность принимает все характерные признаки Полесья: это — обширная равнина, перерезанная

 

Вид в окрестностях станции Олыки.

реками и ручьями, с появляющимися по временам болотами, окаймленными лесами и перелесками. В соседстве с железною дорогою уже нет прежних обширных лесных пространств, на которых красовались сплошной стеной гигантския деревья, на месте их унылыя поляны с торчащими повсюду пнями — остатками прежняго величия. Только казенныя и удельныя лесныя дачи еще оживляют местность.

 

Станция Киверцы.

373


На 279 вер. от Казатина находится станция
Киверцы, которая служит исходным пунктом для небольшой Луцкой ветви, включающей в сеть рельсовых путей уездный город Луцк. На станции Киверцах обращает на себя внимание шпалопропиточный завод Юго-Западных железных дорог, пропитывающий ежегодно до 200.000 шпал раствором хлористаго цинка. О значении пропитки шпал, как средства предохранения дерева от гниения, говорить нечего и остается только сказать несколько слов о самой операции пропитки. Пропитка шпал состоит из трех следующих процессов: во-первых, пропаривание, заключающееся в введении в котел, составляющий главную часть шпалопропиточнаго завода, вагонетки со шпалами, и доведении путем впуска пара температуры внутри котла до 90° R.; действием пропаривания свертывается белковина, способствующая гниению и несколько расширяются поры дерева. После этого наступает второй процесс разрежения воздуха в цилиндре, которое доводится до 62 сантиметров, чем достигается извлечение из пор дерева конденсанционнаго пара и выщелоченных соков. Наконец, третий процесс заключается в нагнетании раствора хлористаго цинка в цилиндр и доведении давления до 7 атмосфер, чем и заканчивается операция пропитки шпал. Пропитка шпал обходится Юго-Западным дорогам около 20 коп. со штуки.

 

374

Станция Луцк.


От станции Киверцы отделяется небольшая железнодорожная ветвь общаго пользования, проведенная к г. Луцку и имеющая всего 11 верст. Ветвь эта построена военным ведомством во время маневров 1890 года. Конечная станция ветви
Луцк расположена при уездном городе Луцке, который имеет славное историческое прошлое, но в настоящее время ни чем не отличается от прочих уездных городов Волынской губернии. В настоящее время в нем 18 ½ тысяч жителей; чрез город проходит Киево-Брестское шоссе и это лучшая городская улица; имеется несколько небольших заводов, производящих предметы первой необходимости, как-то: мыло, табак, кирпич, пиво и т. п.; обороты всех заводов едва достигают 150.000 рублей. В Луцке кроме станции правительственнаго телеграфа имеется еще особая станция англо-индийскаго телеграфа.

От времен минувших в г. Луцке сохранился замок, сооруженный в XVI веке на месте развалин старой крепости; замок построен четерехугольником, каждая стена имеет 40 саж. длины и ½ саж. толщины; по углам уцелели башни. Кроме, того от прошлаго остался огромный католический костел.

Луцк построен, как полагают некоторые, в VII веке дулебами или лучанами, поселившимися на Стыри; другие, основание его при-

 

Станция Луцк.

375


писывают Св. Владимиру в конце IX века. В наших летописях Луцк, под именем Лучьска или Луческа, упоминается во второй половине XI века, когда он был столицею удельнаго княжества. В этот период Луцк подвергался частым разорениям от усобиц удельных князей. В 1320 году Гедимин присоединил к себе Луцкое княжество, а Казимир Великий отдал его Литовскому князю Любарту. В 1429 году в Луцке происходил съезд многих царственных особ и разных вельмож, которых угощал Витовт, замышлявший отделиться от Польши и назваться Литовским королем. После смерти Витовта, Литовский князь Свидригайло, желая освободиться от Польши в 1437 году сжег Луцк, но вскоре был разбит, а Луцк перешел к королю Владиславу. В 1425 году, с основанием в городе костела, Луцк сделался резиденциею католических епископов; в это время город достиг цветущаго состояния; по преданию, в состав города входили отдаленныя ныне деревни Княгининск, Жидичин, Дворец, Киверцы и другия, что подтверждается тем, что на полях их до сих пор выпахивают остатки каменных стен. Со второй половины XVI века Луцк начал упадать и уменьшаться, а с тех пор как здесь было убито 40 тысяч человек, он никогда уже не мог достигнуть прежняго значения; тела убитых по-

 

376

Станция Рожище.


хоронены в предместьи Вульке. В 1791 году Луцк присоединен к России, а в 1795 году назначен уездным городом.

Далее по линии Казатин-Граево, за станциею Киверцамн, на 295 версте от Казатина, находится станция
Рожище, в соседстве с которой расположено большое промышленное местечко Рожище, имеющее до 5.000 жителей; население здесь смешанное: много немцев, поляков, евреев. В Рожище обращают на себя внимание суконныя фабрики, число которых достигает 20; все эти фабрики содержатся немцами и вырабатывают простое грубое сукно ценою до 75 коп. аршин. Кроме того, в местечке имеются заводы: кожевенный, кирпичный, пивоваренный и винокуренный.

От Рожища рельсовый путь продолжает итти на северо-запад и миновав небольшую полустанцию
Переспу, на 320 версте от Казатина, достигает станции
Голобы, далее, на 344 версте от Казатина, линия железной дороги подходит к городу Ковелю у котораго находится станция

 

Станция Ковель.

377


Ковель, имеющая значение, как узловой пункт, от котораго начинаются Привислянския железныя дороги, устанавливающия кратчайшее сообщение между Юго-Западным краем и Варшавою. Ковель — город мало привлекательный; он расположен среди ровной болотистой низмен-

 

Ковель. Железнодорожное двухклассное училище.

ности, омываемой рекою Туриею и ея рукавами; с севера и с юга к нему примыкают песчаныя пространства. Жителей более 17 тыс. человек; имеются заводы кожевенные, пивоваренный и кирпичный; торговля незначительна и главным образом сосредоточивается на оборотах со скотом. Первое историческое известие о Ковеле относится к началу XIV века, когда Гедимин, великий князь литовский, подарил его своему

 

378

Станция Ковель.


внуку Феодору Сангушке, от котораго в 1345 году Ковель перешел во владение его сыновей., называвшихся князьями Ковельскими-Сангушко. В 1518 году Сигизмунд I даровал городу магдебургское право, учредил торги и ярмарки. В 1536 году Василий Сангушко променял Ковель королеве Боне за три другия имения. В 1564 году Сигизмунд-Август отдал Ковель во владение выехавшему из России знаменитому князю Андрею Курбскому. В 1775 году Станислав-Август отдал Ковельское староство за заслуги воеводе краковскому Ржевуцкому, а от него он перешел к князьям Яблоновским. В 1795 году Ковель назначен уездным городом Волынской губернии.

От станции Ковеля железнодорожный путь продолжает итти на северо-запад. Местность здесь ровная, частию даже низменная, то песчаная, то болотистая, пересеченная множеством озер, речек и ручьев. По временам попадаются небольшия холмистыя пространства, расчищенныя под пахатныя поля и занятыя поселками, в которых сгруппировано сравнительно редкое население здешняго края. Чем дальше на север, тем холмистыя пространства встречаются реже и все более и более появляется болот. Вся окружающая местность далеко не так привлекательна, как южная часть Волынской губернии. Угрюмое однообразие природы Полесья отрази-

 

Станция Ковель.

379


лось и на местном населении — полещуках, которые, как подмечено этнографами, несообщительны, несловоохотливы и представляют вообще как по внешности, так и по внутреннему своему складу много особенностей, не встречающихся в натуре малоросса — жителя Волыни и Киевской губернии. Одежда полещуков отличается крайнею простотою и однообразием цветов; черный, коричневый, неуклюже сшитый из грубаго сукна кафтан (свитка) или тулуп и суконные шаровары — вот костюм, который крестьяне носят зимою; летом он сменяется белою грубою холщевою рубахою и такими-же штанами; на голове неизменная барашковая или суконная полесская (о четырех углах) шапка; для обуви более употребительны лапти. Впрочем, чистый тип полещука сохранился в местностях более или менее удаленных от железной дороги; ближе-же к рельсовому пути быстро идет общая нивеллировка и характерныя черты местнаго быта, исключительных племенных особенностей постепенно сглаживаются.

На 364-ой версте от Казатина лежит станция
Мызово, не представляющая никаких особенностей; район этой станции отличается всеми свойствами, присущими Волынскому Полесью.

За станцией Мызово рельсовый путь прини-

 

380

Станция Выжва.


мает более северное направление; на перегоне от Мызово расположена небольшая полустанция
Выжва, в соседстве с которой находится м. Выжва; оно виднеется на лево из вагона. Местечко это принадлежало некогда потомкам королевы Боны, а близ него показывают насыпь, на которой помещался окруженный окопами дом князя Андрея Курбскаго.

Далее, рельсовый путь вступает в пределы Владимир-Волынскаго уезда; на 385 версте находится станция
Крымно — тоже одна из второстепенных станций Юго-Западных железных дорог.

За станцией Крымно железная дорога входит в Ковельский уезд; количество болот все более и более увеличивается и они сопровождают полотно дороги почти непрерывною цепью по обе стороны. Попадаются озера, окруженныя трясинами, которыя заполняют нередко промежутки между озерами, делая всю эту местность мало доступной и проходимой только по немногим плохо содержимым дорогам.

На 398-й версте от Казатина находится станция
Заболотье, название которой хорошо характеризует окружающую местность. М. Заболотье, давшее свое имя этой станции, расположено по берегу озера Тур, от котораго начинается

 

Станция Малырыто.

381


Турский водопровод, соединяющий озеро Тур с озерами Кисобул и Ореховым, а это последнее с ручьем Комаром; далее на север этот канал получает название «Ореховскаго водопровода». Длина Турскаго водопровода составляет около 40 верст, без озер, которыя он соединяет; ширина около 6 сажень, а глубина 3-5 футов. Ныне Турский канал признан ненужным и совершенно заброшен; сторожевыя будки сняты, ремонта никакого не производится и мосты, перекинутые чрез него, не поддерживаются.

За станцией Заболотье рельсовый путь входит в пределы северо-западнаго края, вступая в Брестский уезд Гродненской губернии; здесь на 418 версте от Казатина находится станция
Малорыто, окрестности которой продолжают носить на себе характерныя черты Полесья; но чем севернее, тем местность более и более оживляется; появляются отлогие холмы, почва местами песчаноглинистая, а местами черноземная, удобная для земледелия, садоводства и огородничества. Сообразно этому край оказывается более населенным, встречаются фабрики, и заводы, селения и деревни попадаются чаще и выглядят как то веселее.

На 438 вер. от Казатина лежит станция
Александрия, район которой весьма ограничен, вследствие близкаго соседства Бреста-Ли-

 

382

Станция Брест.


товскаго, являющагося важным торговым и промышленным центром.

От станции Александрии рельсовый путь идет на северо-запад и пересекши р. Муховец подходит к лежащей на 461 версте от Казатина станции
Брест, одной из важнейших узловых станций русской железнодорожной сети. В Бресте сходится шесть железнодорожных линий, устанавливающих связь этого города во всех направлениях с центральными, западными и южными губерниями России; линия Юго-Западных дорог Казатин-Граево поддерживает сообщение с одной стороны с югом России, а с другой — чрез посредство Восточно-Прусской дороги, с Кенигсбергом, Московско-Брестская — с Москвою и вообще центром, России, Варшаво-Тереспольская — с Варшавою, Брест-Холмская — с губерниями пограничными с Австрией. Это придает Бресту большое торговое значение, каковое значение еще увеличивается тем, что город лежит при впадении судоходной реки Муховца в Западный Буг.

Вокзал в Бресте издали имеет вид средневековой крепости; это громадное здание с несколькими выходными платформами, предназначенное удовлетворять потребностям пассажирскаго движения всех рельсовых путей, сходящихся в Бресте.

 

Днепровско-Бугский канал.

383


Город Брест-Литовск состоит из крепости, расположенной на правом берегу р. Буга и из города, находящагося в 2 верстах от крепости, на правом берегу Муховца; жителей более 46 т. д. обоего пола; по численности первое место занимают евреи, затем православные и, наконец, католики.

Торговое значение Бреста, как уже сказано выше, обусловливается нахождением этого города в пункте пересечения целаго ряда железнодорожных линий, а равно при р. Западном Буге; но сверх того, здесь сходятся шоссейныя дороги из Москвы и Киева, которыя за Брестом сливаются в одно Бресто-Варшавское шоссе. Река Муховец, при которой лежит Брест, при помощи Днепровско-Бугскаго канала сообщается в пределах Гродненской губернии с системою р. Днепра. Судоходство по Днепровско-Бугской системе между Пинском и Брестом происходит с половины марта до половины ноября. Между Пинском и Брестом ходят немецкия берлины небольших размеров до 8-9 тысяч пудов и суда собственно пинской конструкции — барки и полубарки, простой не прочной работы, плоскодонныя. Барки, полубарки и гайки имеют крышу, но не имеют мачт и ходят или на буксире или бичевой. Оне предназначаются главным образом для плавания между Пинском и Брестом. Для прохода 238 верст от Пинска до Бреста,

 

384

Торговые обороты Бреста.


груз употребляет от одной недели до месяца в зависимости от состоянии уровня воды; от этой неопределенности в срок доставки товаров зависит и размер фрахта, подвергающийся значительным колебания: чем меньше груза может взять судно, тем дороже фрахт с пуда. Весною, в полую и свободную воду, обыкновенно берется 6 копеек с пуда, а затем фрахт повышается до 9 и 10 к., а иногда даже до 16-20 коп. с пуда.

Торговые обороты Бреста сосредоточиваются главным образом на отправке за границу зернового хлеба, масляничных семян (преимущественно льняное семя), льну, кожи, леса и лесных материалов, дегтя и пр. Фабрично-заводская промышленность развита сравнительно слабо: здесь имеется чугунно-литейный завод, три табачных фабрики, две довольно значительныя паровыя мукомольныя мельницы, два мыловаренных завода и шесть гильзовых фабрик и еще несколько других фабрично-заводских предприятий, направленных к производству разнаго рода продуктов, составляющих предмет ежедневнаго спроса со стороны местных жителей. Из всех поименованных выше производств следует остановиться только на гильзовом, так как брестския гильзы для папирос находят сбыт не только на месте, но весьма распространены по всему юго-западу и даже югу России; оне встречаются в

 

Город Брест.

385


продаже в Киеве и почти во всех городах, лежащих по линиям Юго-Западных дорог, и даже проникают в Одессу.

Брест принадлежит к числу древнейших славянских поселений и основание его относят ко времени Ярослава Мудраго, два раза осаждавшаго Брест, который принадлежал тогда полякам. По другим источникам, основание Бреста положили православные монахи, поселившиеся в этой местности в эпоху появления христианства в России и основавшие общежительный монастырь во имя преподобнаго Симеона Столпника; этот монастырь дал начало городу, в котором процветало православие до соединения Литвы с Польшею. Находясь на рубеже России, Литвы и Польши, Брест был ядром частых споров и неоднократно переходил из рук в руки: то к князьям галицким, волынским, то к полякам или литовцам. С 1340 г. город сделался достоянием Литвы и стал известен под названием Бреста-Литовскаго; для города настала лучшая пора — он стал развиваться и приобрел политическое значение. Особая историческая известность Бреста относится к концу XVI века, когда в нем собирались церковные соборы, провозгласившие, несмотря на протест большинства представителей православной церкви и земских послов, соединение, унию церквей Восточной и За-

 

386

Город Брест.


падной, под главенством римскаго первосвященника, с сохранением обрядов и богослужения на славянском языке. Провозглашение унии состоялось 9 октября 1596 года в церкви Св. Николая. От этой церкви ныне не осталось следов и самое место, на котором находился этот исторический храм, отошло под один из бастионов крепости. С падением Польско-Литовскаго государства начинается упадок Бреста; частые пожары, грабежи польских войск, войны совершенно разорили город. При втором разделе Польши Брест отошел к России и в 1796 г. назначен уездным городом. В XVII в. укрепления Бреста состояли из пятиугольнаго замка с бастионами; но по присоединении Бреста к России признано было нужным укрепить его сильнее. Однако, осуществление этого намерения оттянулось до 1833 года, когда были открыты крепостныя работы; чрез пять лет Брест представлял собою уже сильный отпорный пункт для полевой армии. С тех пор укрепления его постепенно расширялись и усиливались. В настоящее время Брест первоклассная крепость. В новой военной истории Брест памятен по сражению, происходившему около него 7 сентября 1794 г. между русскими, под начальством графа Суворова, и польским отрядом Сераковскаго, при чем поляки были разбиты на голову и разсеяны.

 

Станция Лыщицы.

387


От Бреста рельсовый путь идет в прежнем направлении на северо-запад; на 8 версте железная дорога пересекает приток Буга реку Лесну, текущую в низких болотистых берегах. На левом берегу р. Лесны устроена полустанция
Лесная, имеющая значение исключительно как промежуточный остановочный пункт.

Далее, на 482 версте от Казатина, находится станция
Лыщицы, не представляющая сама по себе, равно как и район ея каких либо исключительных особенностей.

На 500 версте от Казатина расположена станция
Высоко-Литовск, в 2 верстах от которой находится м. Высоко-Литовск, являющееся одним из важных местных рынков по торговле скотом, который идет отсюда в г. Варшаву. В Высоко-Литовске имеется суконная фабрика и несколько кожевенных заводов; жителей до 3.000 д. об. пола. В XVI веке Высоко-Литовск входил в состав королевских имений, но позднее уже является вотчиною Сапег. Ныне Высоколитовское имение принадлежит графине М. К. Потоцкой; в имении 3.300 десят. земли самой разнообразной почвы, начиная с тя-

 

388

Станция Клещели.


желаго суглинка и оканчивая глинистыми песками. Хозяйство направлено почти исключительно к производству посевных семян хлебов, трав и корнеплодов. Как по размерам семеннаго производства, так и по приемам культуры и качеству получаемых семенных продуктов, Высоколитовское имение гр. М. К. Потоцкой занимает уже давно безспорно первое место не только в западной, но и во всей России. В среднем, ежегодно производится до 30.000 пуд. семеннаго товара, который сбывается внутрь России и заграницу.

За станцией Высоко-Литовском рельсовый путь входит в пределы Бельскаго уезда Гродненской губернии. Характер местности понемногу изменяется, появляются гряды холмов, небольшия возвышенности, болота исчезают и местами показываются песчаныя пространства. На 518 версте железная дорога подходит к незначительному городу Клещели, у котораго расположена станция
Клещели. Город издали довольно живописен; он расположен на отлогой покатости по берегу р. Нурца при впадении в нее речки Доброводки; окружен садами. Однако, в действительности г. Клещели имеет мало привлекательнаго: это самое обыкновенное местечко, каких много в западном крае с его традиционною

 

Станция Бельск.

389


грязью и всеми неустройствами, свойственными нашим захолустьям. Клещели основан в первой половине XVI века при Сигизмунде II и находился во владении королевы Боны, затем отошел к Пруссии, а в 1807 году в составе Белостокской области присоединен к России. Ныне в г. Клещелях до 4.000 жителей; из местных промыслов обращают на себя садоводство и огородничество; клещельские огурцы славятся по всей Гродненской губернии.

За станцией Клещели рельсовый путь пересекает небольшую речку Нурец, текущую среди заливных лугов; местами луга сменяются рощами и перелесками; деревень, сел и местечек встречается больше, временами мелькают трубы фабрик и заводов и вообще край оказывается населеннее и оживленнее, чем Полесье. Минуя станцию
Григоровцы, находящуюся на 530 версте от Казатина, рельсовый путь делает поворот, обходя встречающияся здесь плоские холмы и возвышенности и направляется к уездному городу Бельску, у котораго расположена станция
Бельск, находящаяся в 542 верст. от Казатина. Город Бельск лежит на берегах рек Белянки и Белой, притоков реки Нарева. Ныне это небольшой, довольно грязный и бедный городок с населением до 7 ½ тыс. обоего пола, среди котораго до половины составляют

 

390

Беловежская пуща.


евреи. В былое время Бельск был и обширнее, и богаче; это свидетельствуют бывшия в нем 5 православных церквей, фарный костел и сохранившияся древния иконы. При костеле замечателен старинный архив Кармелитскаго монастыря, основаннаго в 1643 году. Ныне большая часть христианскаго городскаго населения занимается земледелием и огородничеством; фабричная и заводская промышленность развиты весьма слабо. Бельск известен с XIII века, когда входил в состав владений князей галицко-волынских. С XIV века Бельск находился под властию Литвы; в 1569 году по Люблинскому акту отошел к Польше. После третьяго раздела Польши в 1795 г. перешел к Пруссии, а в 1807 году по Тильзитскому миру присоединен к России и в 1808 году назначен уездным городом.

От станции Бельска отделяется Беловежская ветвь длиною 44 версты, врезывающаяся в знаменитую Беловежскую пущу, которая занимает всю северо-западную часть Пружанскаго уезда Гродненской губернии. Эта огромная и величественная пуща состоит из двух дач — Беловежской и Свислочской, разделенных течением р. Нарева и имеющих в окружности до 240 верст. Общая площадь пущи равняется 1120 кв. вер. или более 115.000 десятин; на долю чисто лесных насаждений в обеих дачах приходится

 

Беловежская пуща.

391


до 97.000 десятин. Пуща занимает возвышенное положение, находясь на водоразделе между бассейнами Балтийскаго и Чернаго морей, при чем большая часть ея расположена в бассейне Буга и Нарева, одного из главных притоков Вислы; поверхность ея представляет слегка возвышенную равнину, со слабым склоном во все стороны, а группы невысоких холмов придают ей слегка

 

Императорский дворец в Беловежской пуще.

волнообразный вид. Среди пущи встречаются болотистыя пространства, известныя под названием «Никор», откуда берут начало истоки рек и речек, направляющихся в разныя стороны к притокам Вислы, Немана и Припяти. Долины речек болотисты, а их русла заросли осокою и камышем. Почва в пуще супесь и песок, залегающие на толще мергельнаго суглинка;

 

392

Беловежская пуща.


 

Беловежская ветвь. Просека на 33 версте.

тощий, рыхлый песок — редкость. Густота леса, поддерживая постоянную влажность почвы, является причиною того, что климат Беловежской пущи суровее, чем в прилегающих к ней

 

Беловежская пуща.

393


открытых местах; весна наступает здесь позже, лето прохладнее, а ясные дни, при холодных, нередко с туманами, ночах, сообщают особый оттенок климату пущи. Из растущих в пуще древесных пород первое место в количественном отношении занимают сосна, ель, береза, осина и ольха; затем — дуб, граб и ясень и наконец — липа, клен, берест и вяз. Кроме того, среди болота «Дикаго Никора» встречается пихта, а в урочище Незнамово тис, растущий кустиками до 2-х аршин вышиною. По свойству и изобилию древесных пород, по разнообразию насаждений, по размерам дерев, — Беловежской пуще принадлежит безпорно первое место среди лесных дач России.

Беловежская пуща замечательна по нахождению в ней повсеместно почти исчезнувшей уже породы животных — зубра или бизона римлян. Здесь, благодаря строгой, охране зубры продолжают размножаться по настояще время и ныне насчитывается их несколько сот голов. Места в лесу, где постоянно находятся зубры, называются «зубровыми стоянками» и занимают площадь приблизительно в 70.000 десятин. Сохранение этой вымирающей породы постоянно озабочивало русское правительство; по ныне действующим правилам, зубры считаются казенною собственностью и охота на эти кроткия животныя произдится не иначе, как с Высочайшаго на то разрешения. Самовольное убийство зубра преследуется не

 

394

Беловежская пуща.


как самовольная охота, а как убой или изувечение чужих животных. Кроме зубра, в Беловежской пуще водятся: лоси, козули, кабаны, барсуки, лисицы, зайцы; кроме того, некогда водилась здесь дикая лошадь, бобр, красный олень и россомаха. Хищныя животныя, бывшия в пуще, ныне почти все истреблены; изредка встречаются, рысь, медведь, а также волки, забегающие сюда из соседних лесов.

 

Зубр

Беловежская пуща известна с начала XV века. Здесь в 1409 году происходила знаменитая охота польскаго короля Ягелло и великаго князя литовскаго Витовта, при чем в течении 8 дней было убито много зубров, лосей и оленей, мясо которых в бочках было сплавлено по рр. Нареву и Висле для продовольствия войска, отправлявшагося в поход против рыцарей Тев-

 

Беловежская пуща.

395


тонскаго ордена. Название Беловежской пущи производят от белой башни, находившейся при охотничьем замке, построенном в XVI веке. В воспоминание бывшей в сентябре 1772 года охоты короля Августа III, воздвигнут при дер. Беловежи обелиск из местнаго сераго песча-

 

Закладка работ в Беловежской пуще в 1897 г.

ника, в 16 фут. высоты, с надписями на польском и немецком языках о лицах, участвовавших в охоте и о количестве убитой дичи. В память октябрьской охоты 1860 года, бывшей в присутствии Императора Александра II, поставлен при зверинце памятник, изображающий зубра в оборонительном положении от собак; на пьедестале обозначено время охоты с перечислением лиц в ней участвовавших и количество убитаго зверя.

 

396

Беловежская пуща.


До 1888 года Беловежская пуща находилась в ведении министерства государственных имуществ, но в этом голу состоялось Высочайше утвержденное положение комитета министров о передаче пущи в удельное ведомство в обмен на равноценные удельные леса и земли

 

Станция Беловеж.

в уездах Трубчевском и Савском Орловской и в Курмышском уезде Симбирской губернии. Цель обмена — озаботиться о лучшем сбережении зубров и об устройстве в будущем царских охот, для чего в 1894 г. при сел. Беловеже возведен чрезвычайно живописный и оригинальний Императорский охотничий дворец, напоминаю-

 

Станция Левицкая.

397


щий собою королевские дворцы Фреденсборг и Фридринсборг в Дании.

Часть Беловежской ветви длиною 25 в. построена в 1894 г. в 5 рабочих дней, а вторая часть, от Гайновки до Беловежа, построена в 1897 г. Беловежская ветвь проходит по чудным просекам среди вековых деревьев. Экскурсия по этой ветви и прогулка по пуще любителю природы может доставить величайшее наслаждение.

От Бельска рельсовый путь идет почти прямо на север; на 557 версте от Казатина находится станция
Страбля, за которою железная дорога пересекает р. Нарев, приток Буга.

Далее, на 572 версте от Казатина лежит станция
Левицкая, находящаяся уже в пределах Белостокскаго уезда и Белостокскаго промышленнаго района. Местность здесь ровная, слегка всхолменная, лесов мало, но лугов много и собираемое с них сено славится своими качествами; главное занятие населения — хлебопашество, причем полное преобладание имеют посевы ржи. Фабрично-заводская промышленность в Белостокском уезде развита; в особенности высоко стоит производство самых разнообразных сукон; в Белостокском уезде, ,не принимая в расчет самого г. Белостока, действует ныне до

 

398

Станция Старосельцы.


80 суконных фабрик с производством на сумму свыше 2 ½ миллионов рублей в год. Кроме того, в Белостокском уезде, опять не считая г. Белостока, находится до 150 мукомольных мельниц и девять пивоваренных заводов. Всех-же фабрик и заводов в этом уезде считается 285 с производством на сумму свыше 3 миллионов рублей в год. Впрочем, о значении Белостокскаго промышленнаго района будет сказано несколько дальше.

За станцией Левицкой рельсовый путь направляехся к с. Старосельцам и пересекает линию С.-Петербурго-Варшавской железной дороги, в одной версте от этого пересечения и в 583 верстах от Казатина лежит станция
Старосельцы, имеющая большое значение в железнодорожном отношении; здесь находится управление участками пути и тяги, мастерския для малаго и средняго ремонта подвижного состава и паровозное депо; сосредоточение в этом пункте значительнаго числа железнодорожных служащих вызвало устройство в Старосельцах двухкласнаго народнаго училища, содержимаго на счет Юго-Западных железных дорог; в училище этом обучается до 100 мальчиков и девочек, из числа детей низших служащих на Юго-Западных дорогах. Само по себе сел. Старосельцы ничем не замечательно и его следует разсматривать только как пригород Белостока,

 

Станция Белосток.

399


от котораго оно находится в 3 верстах по грунтовой дороге.

От станции Старосельцы отделяется железнодорожная ветвь длиною 4 версты, идущая к г. Белостоку и примыкающая к путям С.-Петербурго-Варшавской железной дороги; в пункте соединения находится станция
Белосток, принадлежащая к числу весьма оживленных железнодорожных станций как в отношении пассажирскаго, так равно и товарнаго движения. Город Белосток расположен на небольшой речке Белой, притоке р. Супрасли, впадающей в р. Нарев; большое значение городу придает нахождение в пункте соединения трех железнодорожных линий: Юго-Западных, С.-Петербурго-Варшавской и Белостокско-Барановичской ветви. Полесских дорог. В настоящее время это большой, вполне благоустроенный город, который, хотя и числится уездным, но далеко лучше многих губернских городов; жителей в нем до 65 т. д. об. пола; город содержится чисто, почти весь вымощен, имеет много хороших домов, трамвай и вообще производит на приезжаго самое благоприятное впечатление.

Здесь находится реальное училище и институт благородных девиц, не считая нескольких низших школ, училищ и частных пансионов.

Основание Белостоку приписывается Гедимину; город этот долго составлял собствен-

 

400

Город Белосток.


ность разных польских вельмож. При третьем разделе Польши Белосток отошел к Пруссии и был выкуплен правительством из частных рук, а по Тильзитскому миру в 1807 г. присоединен к России. В' настоящее время г. Белосток является центром вокруг котораго группируется целый ряд фабрично-заводских предприятий, занимающихся переработкою шерсти и разбросанных по пространству Белостокскаго и соседних уездов Гродненской губернии. Вся эта местность составляет, так называемый, Белостокский промышленный район, принадлежащий по размерам оборотов своих фабрик и заводов к числу наиболее производительных округов Европейской России; экономическая связь отдельных городов и местечек, в пределах названнаго промышленнаго района с г. Белостоком так сильна, что говоря о промышленном значении Белостока, нельзя не сказать несколько слов о производительных силах Белостокскаго района вообще.

Крупныя шерстяныя фабрики возникли здесь в первые годы настоящаго столетия в имениях местных землевладельцев Сапеги (в м. Ружанах) и Поплавскаго (в Холмске), а также в г. Волковыске. В 1815 году, кроме указанных больших фабрик, существовало в этой местности до 50 сукновален; выделывалось сукно, фланель, байка, одеяла всего на сумму до 300 т.

 

Город Белосток.

401


руб. ассигн. По тому времени подобные размеры производства были весьма значительными. Дальнейший толчек развитию фабричной промышленности дало обложение в 1832 году пошлиной польских сукон, ввозимый в Россию; к этому времени относится основание одним местным землевладельцем немецкой колонии Михалево-Незабудки, населенной вывезенными ими из заграницы 29 семействами немцев ткачей и мастеров и основание колонии Цехановец, около местечка того же имени; тогда же, именно в 1834 году в местечке Супрасль открыта первая крупная фабрика Захерта; чрез три года там же устроена первая специальная красильная фабрика. В 1840 году в местечке Хорощи основана одна из самых крупных фабрик Мооса, с оборотом почти в 200.ооо руб.; теперь эта фабрика производит на 850.000 рублей в год. Город Белосток до начала сороковых годов принимал весьма слабое участие в фабричной промышленности и сосредоточивал свою деятельность на торговле внутренней и внешней. Но уже в начале сороковых годов здесь возникла первая суконная фабрика и с этого времени фабрично-заводская промышленность стала здесь быстро развиваться. В настоящее время во всем Белостокском промышленном районе насчитывается около 200 фабрик с общей суммой производства свыше 7 миллионов рублей. Самая техник

 

402

Станция Кнышин.


производства стоит здесь на весьма высокой степени развития; на больших фабриках введены все новейшия приспособления и машины лучших конструкций, которыя в большинстве случаев выписываются из заграницы (Бельгия, Саксония и др.) и Варшавы.

Для фабрикатов высших сортов получается шерсть самаго высокаго качества из Англии. Белостокския фабрики выделывают самый разнообразный шерстяный товар по качеству и ценности, начиная от самых высших сортов пальтоваго драпа и корта, дамскаго моднаго товара, мужскаго трико и кончая самыми дешевыми сортами, не отличающимися особенной добротностью. Белостокския сукна и одеяла едва ли не лучшия во всей Империи; фабрики Моэса, Рибберта, Якоби, Коммихау славятся своими изделиями не только в России, но и заграницей, куда сбывают не малое количество своих фабрикатов.

От станции Старосельцы рельсовый путь принимает северо-западное направление и делает нисколько поворотов, обходя встречающиеся по пути холмы и неровности почвы. На 605 версте от Казатина лежит станция
Кнышин, в трех верстах от которой находится заштатный город Кнышин. Ныне это небольшой городок, раскинувшийся на правом берегу речки Ястранки, среди низменной луговой равнины, прилегающей к озеру Сигизмунда-Ав-

 

Станция Осовец.

403


густа; жителей в нем не более 3 ½ тыс. д. об. пола. В начале XVI в. Кнышим принадлежал Виленскому воеводе Николаю Радзивиллу; сын его Николай, епископ Жмудский и воспитатель Сигизмунда-Августа, отказал этот город Сигизмунду. Последний, будучи еще принцем, живал здесь долгое время, занимаясь охотою на зубров и конскими заводами. В то время в Кнышине был королевский дворец с садами и зверинец. Здесь в 1572 г. скончался Сигизмунд-Август, привезенный больным из Варшавы.

Минуя, за сим, небольшую станцию
Моньки, находящуюся в 609 верстах от Казатина и в 37 верстах от Граева, железнодорожный путь направляется прямо на заштатный город Гониондз, не доходя до котораго делает поворот на северо-запад и пересекает реку Бобр около крепости Осовец, где расположена станция
Осовец. Здесь находится сильная крепость на берегах р. Бобра. Самое же селение Осовец находится в Ломжинской губернии.

От ст. Осовец идет дорога в помянутый выше заштатный город Гониондз, лежащий на р. Бобре; город этот, находясь на судоходной реке, имеет некоторое торговое значение; торговые обороты главным образом сосредоточиваются на отправке в Варшаву зерноваго хлеба.

 

404

Станция Граево.


Далее, за станциею Осовцем рельсовый путь вступает в пределы Ломжинской губернии, входящей в состав Привислянскаго края и на 656 вер. от Казатина достигает пограничной станции
Граево. М. Граево имеет исключительно значение как пограничный пункт; здесь находится таможня и чрез Граево идут транпорты товаров, направляющиеся в Кенигсберг и Данциг, а равно обратно.

 

Станция Граево.

В шести верстах от Граево на прусской стороне лежит станция Просткен-Зальцведель, а за нею сильная прусская крепость Лык.

Пограничная наша станция по своей обширности и благоустройству представляет большой контраст, сравнительно с убогою и грязноватою прусскою пограничною станциею.