Пролегает по территории Украины, Гомельской области Белоруссии и Курской области России. Дорога является важной транспортной артерией, связывает центральные области европейской части России, Донбасс и Приднепровье с западными областями Украины и Молдовы, а также со странами Восточной Европы. Управление дороги находится в Киеве. В состав дороги входят отделения: Киевское, Казатинское, Жмеринское, Коростеньское, Конотопское. Дорога граничит с несколькими железными дорогами: Московской (ст. Хутор Михайловский - Ворожба), Белорусской (ст. Тереховка, Уть, Овруч), Южной (ст. Гребёнка, Прилуки, Бахмач), Одесской (ст. Вапнярка, Зятковцы, Андрусово, Мироновка), Львовской (ст. Олевск, Здолбунов, Подволочиск), Молдавской (ст. Ленковцы, Могилёв-Подольский). Эксплуатац. длина дороги (1991) - 4680,6 км. Основные узловые станции: Дарница, Казатин, Шепетовка, Жмеринка, Коростень, Конотоп, Ворожба, Бахмач, Фастов, Киев-Волынский.
      Начало строительства участков железных дорог, входящих в Юго-Западную железную дорогу, относится к 60-м гг. 19 в., когда возникла необходимость связи Одесского порта и юго-западных границ России с центральными областями. В 1870 начал эксплуатироваться участок, построенный как продолжение линий Одесса - Балта и Раздельная - Триполье. В 1871-76 построены участки Жмеринка - Волочиск, Бердичев - Кривин, в 1890-97 - участки Жмеринка - Могилёв-Подольский, Казатин - Умань, Христиновка - Шпола, Бердичев - Житомир. В 1897 к дороге присоединена Фастовская, в 1902 - Волынская линии и построен участок Киев - Коростень. В начале 20 в. построены участки Шепетовка - Калинковичи, Коростень - Житомир, Шепетовка - Каменец-Подольский. За время 20-30-х гг. протяжённость дороги значительно возросла в результате ввода линий Нежин - Чернигов (1925), Чернигов - Овруч и Прилуки - Нежин (1930), Белокоровичи - Овруч (1935), Фастов - Новоград-Волынский (1936), Золотоноша - Мироновка (1939). В 1939 в состав дороги вошли участки Кривин - Здолбунов, Олевск - Остки, Закупное - Гусятин, Лепесовка - Лановцы.
      В годы Гражданской войны на дороге действовало пять бронепоездов, помогавших частям Красной Армии. С первых дней Великой Отечественной войны дорога стала прифронтовой; железнодорожники, проявляя мужество и стойкость, обеспечивали движение поездов к фронту, вывоз материальных ценностей и эвакуацию населения. В дни обороны Киева работники дороги строили бронепоезда, формировали отряды народного ополчения, участвовали в партизанском движении. После освобождения территории от оккупации Управление железной дороги 22 декекабря 1943 возобновило деятельность в Нежине, а в 1953 - в Киеве. В послевоенные годы велось восстановление разрушенных участков, станций, вокзалов. Подвижной состав в начале 60-х гг. пополнился тепловозами. Велась электрификация основных направлений. В нач. 80-х гг. сдана в эксплуатацию линия Киев - Триполье с электрической тягой.
      В 30-е гг. на дороге возникли многие передовые начинания. Получил известность метод ремонта паровозов с использованием заранее изготовленных деталей, который был предложен в локомотивном депо Киев-Пассажирский. В Главных электромеханических мастерских (ныне завод "Транссигнал") было налажено массовое производство жезловых аппаратов конструкции Д. С. Трегера, которые по безотказности, экономичности, надёжности превосходили применявшиеся на сети железных дорог аппараты зарубежных фирм. В 1938 на станции Разино был предложен новый метод организации погрузки и выгрузки вагонов на промежуточных станциях без отцепки их от сборных поездов. За месяц было произведено 155 безотцепочных операций и сэкономлено ок. 1000 вагоно-часов. В 1945 началось соревнование машинистов за высокие среднесуточные пробеги локомотивов, в результате чего суточный пробег локомотивов был доведён до 500 км и более. В депо Дарница была организована езда по кольцевому графику, машинисты депо достигли на своих паровозах пробега 529 км/сут. На станциях Белая Церковь, Киев-Московский, Коростень-Житомирский впервые на сети железных дорог стали применяться методы уплотнённой загрузки вагонов. В 1962 на ст. Казатин предложено ввести поездное планирование на основе точной и объективной информации, повысить транзитность потоков, улучшить использование локомотивов, выработать и внедрить эффективные методы устойчивой поездной работы в условиях реконструкции линии. Результатом явилось увеличение скоростей, повышение производительности труда локомотивных бригад, сокращение времени простоя вагонов на технических станциях.
      Через Юго-Западную железную дорогу осуществляются транзитные перевозки экспортно-импортных грузов, товаров, производимых машиностроительными предприятиями, заводами химической промышленности и строительных материалов, сельскохозяйственных продуктов южных районов и продовольствия из северных и центральных областей России. Дорога взаимодействует с речным транспортом (по р. Днепр), обеспечивая прямые перевозки товаров. В отправлении грузов наибольший объём занимают минеральные стройматериалы и продукция сельского хозяйства, в транзите - уголь, нефть, руднометаллургические и строительные грузы.
      Работники дороги сотрудничают с рядом научно-исследовательских, учебных и проектных институтов, опытно-конструкторских бюро. Например, служба электрификации дороги совместно с Институтом электросварки им. Е. О. Патона разработала и внедрила соединение многопроволочных проводов взрывной сваркой. Соединение контактного провода этим методом осуществлено на участке Малин - Коростень. Разработан метод электродуговой наплавки меди на алюминиевые ножи разъединителей контактной сети. На дороге внедрена автоматическая запись износа контактного провода, что улучшило содержание контактной сети.
      Дорога награждена орденом Ленина (1970).
      Лит.: Столичная магистраль Украины, К., 1970; Повышение эффективности работы транспорта Украинской ССР, К., 1979; Англейко В. И., Как создавалась Юго-Западная дорога, "Путь и путевое хозяйство", 1983, № 6.

 

 

 

 

 

 

 

Юго-Западные железные дороги

      Казённые (с 1895) железные дороги, построенные в 1870—1902. Проходили по территории Киевской, Подольской, Волынской, Бессарабской, Херсонской, Гродненской, Сувалкской губерний России. Связывали Правобережную Украину с Центральнопромышленным и Привислинским районами. Обеспечивала железнодорожное сообщение с Австро-Венгрией, Румынией, Пруссией. В 70—80-е гг. Юго-Западные железные дороги - ведущая магистраль по экспорту зерна и других товаров наряду с Либаво-Роменской линией. Основные линии: Бирзула - Знаменка (движение открыто в 1868); Казатин - Киев (1870); Жмеринка - Волочиск (1871); Одесса - Ковель (1865 - 1873); Здолбуново - Радзивиллов (1874); Фастов - Знаменка, Бобринская - Черкассы (1876); Раздельная - Унгены (1865-77); Бендеры - Рени (1877); Ровно - Сарны (1885); Виннярка - Христиновка (1889); Казатин - Умань (1890); Христиновка - Шпола (1891); Жмеринка - Окница, Слободка - Новоселицы (1893); Каменица - Кременец (1896); Киев - Коваль (1902). Протяжённость (1913) - 3906 вёрст (в т. ч. 1349 вёрст - двухколейный путь). В подвижном составе 1480 паровозов, 31 809 товарных и 1650 пассажирских вагонов. На дороге построены станции, вокзалы, много искусственных сооружений, в т. ч. 1558 малых и крупных мостов, 2 тоннеля. Обслуживание подвижного состава осуществлялось в депо и железнодорожных мастерских (наиболее крупные - в Киеве, Одессе, Жмеринке, Старосельцах). На базе Киевских мастерских в 1880-82 по инициативе начальника дороги А. П. Бородина организована первая в мире паровозоиспытательная станция. На Юго-Западных железных дорогах открыто 35 школ, 3 технических училища (в Киеве, Одессе, Бендерах), училище по подготовке агентов движения в Киеве, 17 библиотек, 3 больницы (в Киеве, Жмеринке, на ст. Дарьевка). Чистый доход - в пределах 2,5% от основного капитала (484,9 млн. руб. в 1913).
      До 1895 дорога принадлежала акционерному обществу Юго-Западных железных дорог (возникло в 1878 при слиянии Одесской, Киево-Брестской и Брестско-Граевской железных дорог), затем перешла в ведение МПС; управление в Киеве. В 1914-18 построены линии Шепетовка - Каменец-Подольский, Коростень - Житомир, Виктория - Гусятин, Овруч - Шепетовка. В мае 1918 Юго-Западные железные дороги переданы НКПС. По состоянию на начало 1991 в составе Юго-Западной железной дороги.
      Лит.: Андреев П. Н., Иллюстрированный путеводитель по Юго-Западным казенным железным дорогам, К., 1898; Краткий очерк современного состояния и деятельности Юго-Западных казенных железных дорог, К., 1905.