Я не случайно назвал статью цитатой из рассказа Валентина Катаева «Два гусара». Этими двумя словами исчерпывающе можно...

 

...охарактеризовать знания современной украинской молодежи о Пушкине. Для нее он – просто еще один параграф в учебнике иностранной литературы. Да и многие наши зрелые соотечественники об Александре Сергеевиче знают лишь на уровне «У Лукоморья дуб спилили, кота на мясо зарубили...» и «Тихо, Машка, я Дубровский!». Пушкина в школе именно учат, а не изучают. А еще точнее – проходят. Чаще всего мимо!

Шаблонный подход создал из величайшего поэта ходульный образ несколько странного, если не сказать больше, человека, который зимней морозной ночью не придумал ничего лучшего, чем сидеть при свете свечного огарка за маленьким столиком, смотреть в потолок и брызжущим гусиным пером писать стихи, которые потом придется заучивать наизусть несчастным школьникам. Ах, да! Периодически он еще и пьянствовал со своей няней Ариной Радионовной, буйно требуя у нее кружку (взрослый вроде бы мужик – и вдруг няня, что-то здесь не так!).


О.А. Кипренский. «Портрет Пушкина». 1827 г. Холст, масло. О поразительном сходстве портрета с Пушкиным говорили его современники. Так, например, Н.А. Муханов сказал: «С Пушкина списал Кипренский портрет необычайно похожий».



А между тем Пушкин был не только поэтом, еще при жизни признанным гением, творцом русского литературного языка, но и интереснейшим человеком, а не запылившимся портретом на стене в школьном кабинете литературы.

Несмотря на то, что, по словам одного из грибоедовских персонажей, «есть в Петербурге институт педагогический, так, кажется, зовут, в нем упражняются в разврате и неверье профессоры», дворянство первой четверти 19-го века было интеллектуальной элитой общества. Иначе и быть не могло, потому что основным его предназначением была «служба богу, царю и отечеству».


Ксавье де Местр. «Пушкин – ребенок». 1801-1802 гг. Металлическая овальная пластина, масло. Атрибуция портрета Н.В. Баранской.



С раннего детства молодые дворяне не только начинали получать классическое образование, которое подразумевало среди прочего обязательное знание латыни и древнегреческого, но и обучались умению вести себя в обществе. Знание же двух-трех европейских языков, прежде всего французского, считалось само собой разумеющимся. Но кроме этого молодой дворянин в обязательном порядке должен был уметь танцевать, играть на каком-либо музыкальном инструменте либо петь (если медведь на ухо не наступил), а также не только связно излагать свои мысли на бумаге, но и писать стихи.

В общем, стихи тогда писали все, и многие весьма недурственно. Между делом и для развлечения. К примеру, дядя Пушкина – Василий Львович – целую поэму написал. Профессиональные журналисты тогда уже были, а вот профессиональных литераторов еще не было, первым из них много лет спустя станет Некрасов. Вы уловили, куда я клоню? Насколько превосходно, легко и непринужденно звучали стихи Пушкина, что поголовно слагающее слова в рифмы дворянское сословие еще при жизни назвало его гением?!

Образование молодого дворянина не исчерпывалось умением не ударить в грязь лицом на светском рауте. Прежде всего, он должен был быть подготовлен, говоря языком современного нам устава, ко всем «тяготам и лишениям воинской службы». Не исключением был и Александр Сергеевич, рост которого, по разным данным, составлял от 156 до 160 сантиметров, что, к слову сказать, в сочетании с далеко не красивой внешностью, не мешал ему пользоваться огромной популярностью у женщин.


Саша Пушкин, лицеист. Художник Ю.В.Иванов.



В течение шести лицейских лет будущий совершенно не военный коллежский секретарь Коллегии иностранных дел Пушкин А.С. каждое утро пробегал 5 миль, то есть около 8 километров. Александр Сергеевич с блеском выполнял все то, из чего потом возникнет офицерское многоборье. Он прекрасно ездил верхом, весьма недурно фехтовал эспадроном, отлично плавал, принимал ледяные ванны, а из огромного, тяжелого и неточного пистолета тех времен, больше смахивающего на махновский обрез, с десяти шагов попадал в бубновый туз. Это очень непросто сделать и из современного оружия. Те, кто хоть раз держал в руках спортивный или боевой ствол, смогут по достоинству оценить такой результат. Одно из помещений в имении поэта Михайловском специально было приспособлено под тир.


П.И. Челищев. «Пушкин и граф Д.И. Хвостов». Начало 1830 г. Бумага, итальянский карандаш. Челищев обладал талантом карикатуриста. Он изобразил Пушкина крупным планом, во весь рост, широко шагающим. На заднем плане миниатюрная фигурка Хвостова, сгорбленная, на полусогнутых тонких ножках. Возникает образ гиганта Пушкина, идущего семимильными шагами, и малютки Хвостова, путающегося у него под ногами.



Вспомните обстоятельства дуэли Пушкина и Дантеса. Дантес, не имея намерения убивать своего противника, целится, по его словам, в ногу, однако, попадает значительно выше. Крупнокалиберная тяжелая свинцовая пуля, пущенная с небольшого расстояния, перебивает Пушкину берцовую кость и рикошетом уходит в полость живота. Тяжелейшее и по нынешним временам ранение! Дуэль окончена! Тем не менее, Пушкин полулежа производит ответный выстрел. И какой выстрел! Пуля попадает противнику прямо в сердце!

По словам самого Дантеса, его спасла серебряная пуговица, в которую угодила пуля, но саму эту пуговицу никто не видел. Поговаривают, что на самом деле его спасла кираса, одетая под мундир.


И.Л. Линев. «Портрет Пушкина». 1836-37 гг. Холст, масло. Здесь Пушкин представлен совершенно натурально, без всяких прикрас. Это последнее прижизненное изображение Пушкина.



Как это ни покажется странным «проходящим» Пушкина современным школьникам, не чуждо ему было и увлечение тем, что сейчас принято называть боевыми единоборствами. Еще в лицее он получил навыки классической греко-римской борьбы, об этом он вспоминает и в своих стихах:

Не правда ли? Вы помните то поле,
Друзья мои, где в прежни дни весной,
Оставя класс играли мы на воле
И тешились отважною борьбой...


Позже, уже в более зрелом возрасте, Пушкин весьма серьезно занимался тогда еще мало известным в России боксом и даже выписывал из Англии книги о нем. Вяземский вспоминал, как его, тогда еще семилетнего мальчика, Александр Сергеевич у себя в имении учил боксировать.


А.С. Пушкин. Автопортрет (исполненный в период ссылки в Михайловское 1824 г.).



Друзья Пушкина писали, что очень часто поэт, отправляясь на прогулку, брал с собой тяжелую трость. Он подбрасывал ее вверх и ловил на ходу. Однажды за таким странным занятием поэта застал его дядя и поинтересовался его странной привычкой. Александр Сергеевич ответил: «Для того, чтобы рука была тверже, если придется стрелять на дуэли...». А «тренировочная» его трость весила ни много ни мало, а 18 фунтов, что составляет более привычные нам 8 кг 160 г.

Не исключено и знакомство Пушкина во время его посещения Парижа с зарождающимся тогда французским боксом – саватом, одной из отдельных дисциплин которого стало фехтование тростью. А тростью Александр Сергеевич, как вы уже поняли, тоже владел мастерски!


Автопортрет на листе, вклеенном в альбом Е.Н. Ушаковой. 1829 г.



В общем, рассказывать о Пушкине – человеке и Пушкине – великом поэте можно бесконечно долго и много (я даже и не буду пробовать тягаться в этом с маститыми пушкиноведами). Всего в маленькую статью не уместить, но если после ее прочтения вы узнали что-то новое для себя, и у вас возникло желание сегодня вечером взять в руки томик стихов с надписью на обложке «А. С. Пушкин», то в добрый час!

Михаил Корниенко

From-ua.com