В 1986 году работники АТЦ УС ХАЭС Сергей Петрович Колодяжный и Сергей Игнатиевич Мокринский были в числе первых ликвидаторов аварии на ЧАЭС. В памяти ветеранов запечатлелись разные эпизоды этого героического труда. Они спасали атомную энергетику и, в некотором роде, весь мир от страшних последствий неразумных экспериментов над атомом.
До этого времени оба трудятся в одном из самых больших подразделений станции – транспортном цеху станции. Это ответственные водители специальных автомашин, люди большой закалки.
Фото Виктора Гусарова
По первому зову
9 мая, в День победы поступило распоряжение: срочно сформировать из числа добровольцев колонну бетоносмесителей и выехать на работы по устранению последствий аварии на Чернобыльской АЭС. За короткий промежуток времени была сформирована автоколонна из 12 машин. Бригаду водителей возглавил опытный шофер Анатолий Иванович Шрейтер, партийную ячейку сформировал член партбюро АТП Петр Иванович Смаль. А уже в 23 часа автоколонна прибыла на бетонный завод города Вышгород. Кстати, автоколонна из Хмельницкой АЭС была первой из тех, которые должны были прийти на помощь чернобыльцам. И хотя водители устали в пути, времени на отдых не оставалось. Они один за другим начали ставить машины под загрузку сухим бетоном. С ним предстояло проехать до пункта назначения еще 152 километра. Как нам сказали, перевозка сухой смеси на такие большие расстояния в нашей стране не практиковалась. Но и таких серьезных аварий не было, поэтому приходилось принимать смелые решения, кое-чему учиться в процессе работы.
Имел место еще один существенный фактор - транспортировку и выгрузку бетона нужно было проводить в условиях повышенной радиации. Водители понимали, что на большей части зоны, где им придется работать, уровень радиации не представляет серьезной опасности здоровью. Но психологически переломить себя было нелегко. Вот почему перед началом рейса провели краткое собрание, подбодрили друг друга. И все же город нас встретил неприветливо, окна домов не светились. Напряжение наростало. Но вскоре фара впереди идущего автомобиля выхватила на асфальте детские рисунки; затем на аллее из лип увидели... лосей. И как-то само по себе повысилось чувство ответственности за порученное дело.
Это был наш первый рейс. За нами последовали автоколонны из Южно-Украинской, Ровенской АЭС. Самоотверженно трудились водители автоколонны В.Н.Черняк, А.П.Вовк, Н.Г.Денисенко, Л.Н.Ращук, В. А. Мацун, В.С.Шевчук, В.А.Логинов. Собственно, все наши водители, прибывшие на Чернобыльскую АЭС, трудились на совесть. Уже 10 мая к нам прибыло подкрепление - три автокрана и три самосвала с водителями для двухсменной работы. Некоторые из них трудились вблизи реактора. Среди них Й. В. Кирилюк, А.Н.Горварук. С.Н.Сорока, Ф.Н.Лымаръ. Н.В.Ахевич, В. Л. Шпарук, машинисты автокранов А. В. Землянский М.В.Кравчук, П.А Коцурак, И.В.Ящук, А.П.Гаврилюк, В.П.Юзван. В первый день наиболее опасная работа досталась машинистам автокранов А. В. Землянскому и М.В.Кравчуку. Они свой долг выполнили с честью.
Следует сказать, что за здоровьем людей ведется строгий медицинский контроль. В зоне Чернобыльской АЭС работают опытные дозиметристы, врачи. Люди обеспечены спецодеждой, хорошим питанием. Мы своими глазами увидели, что обстановка на Чернобыльской АЭС в настоящее время нормальная. Уровень радиации близок к естественному. Нормализуется работа службы быта, приняты все меры, чтобы не навредить здоровью людей. В настоящее время трудовая вахта водителей автотранспортного предприятия управления строительства Хмельницкой АЭС в Припяти продолжается.
Ю. Плавский,
главный механик АТЦ УС ХАЭС
«…Обычная работа»
Строители ХАЭС принимают участие в ликвидации аварии в Чернобыле
Николая Дольного я застал в автопарке. Он занимался ремонтом своего КамАЗа. И по ходу дела шутил с товарищами, интересовался делами других водителей, хлопотал о запасных частях. Чувствовалось, что человек занимается привычным, хорошо знакомым делом. В АТП его знают все, да и он знаком с каждым, ведь работает в коллективе со дня образования.
...Когда стало известно, что для помощи в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС формируется отряд добровольцев, недостатка в желающих не было. Десятки водителей обратились с просьбой к администрации зачислить их в отряд. И среди первых был комсомолец Николай Дольный. Это сегодня из газет и телепередач мы хорошо знаем, что произошло в Чернобыле, знаем в каких условиях работают там люди, знаем, что для их защиты принимаются все необходимые меры. А тогда, в первые недели после аварии, эти знания в основном питались тревожными слухами и неизвестностью. Да и реальная обстановка в те дни была намного серьезней. Но это не остановило Николая и его товарищей. Сегодня, когда специалисты с уверенностью утверждают, что главная опасность позади, мы понимаем, что это достигнуто благодаря героическому и самоотверженному труду тысяч добровольных помощников со всех уголков нашей Родины, среди которых были и посланцы Хмельницкой АЭС. В аварийный блок уже уложены тысячи тонн бетона, и в этих тысячах есть бетон, который доставил на своем бетоносмесителе прямо к четвертому реактору Николай Дольный.
Высшие слова о подвиге и героизме те, кто их совершает, как правило, не произносят - это остается на будущее, для газет и журналистов. Так же происходит в Чернобыле. Там люди работают, работают постоянно и напряженно. Конечно, они понимают, что это необычная работа, понимают, что от их работы зависит очень многое, но героями себя никто не считает, хотя ежедневно и ежечасно совершают именно подвиг.
«Нас было двадцать четыре человека, - рассказывает Николай Дольный, - двенадцать экипажей. Половина - молодежь, комсомольцы. Жили мы в Вышгороде. Это в 80 километрах от АЭС. Ежедневно получали разнарядку на доставку бетона, загружались и везли его к четвертому блоку, а там насосами его подавали на аварийный реактор. Каждый из нас сделал 15-20 выездов, каждый выезд - это 5 кубометров бетона. В общем, обычная работа, только ездить приходилось быстрее - каждая минута нахождения в «зоне» строго контролировалась. После каждой поездки - дезактивация машины и одежды. В остальное же время жили обычной жизнью: смотрели телевизор, читали, занимались спортом. Настоящие герои это те, кто работал у самого блока и под ним, а у нас ничего особенного». Но то же самое говорят и шахтеры, сделавшие проходку под четвертый реактор, и воины Советской Армии, ведущие постоянный контроль радиационной обстановки, и сотни других людей самых разных специальностей, работающих в районе Чернобыля. Они не считают себя героями, но продолжают совершать подвиг.
На нашей стройке Николай Дольный оказался не случайно - родом он из Нетешина. Еще до начала строительства принимал участие в геодезических работах на месте будущей АЭС. С 1979 года работает водителем в АТП УС ХАЭС. За эти годы сменил четыре автомашины. Здесь, уже в новом Нетешине, появилась семья. Недавно у Николая родилась третья дочь. «Когда я был мальчишкой. - говорит Николай,- то на этом месте был лес и болото. А посмотрите сейчас! Город-красавец! Многоэтажки, кинотеатр, универмаг. Мне нравится здесь жить - это мой дом!»
Николай Дольный не видит ничего необычного в своей судьбе - работа, семья, родной город. Он просто живет и просто работает. Он не считает, что совершил что-то особенное, вызвавшись добровольцем на Чернобыльскую АЭС. Для него это естественный вывод, вытекающий из его пока еще недолгой, но честной жизни. И, наверное, главное преимущество нашего строя, нашей жизни в том, что обыкновенные люди всегда внутренне готовы к необыкновенным высоким поступкам, а проще говоря, к подвигу.
А. Андреев
«Энергостроитель» ,
27 июня 1986 г.