Война сегодня началась

В 4 часа З0 минут по боевой тревоге мы поднялись навстречу врагу с аэродрома в Судилкове, что в 15 километрах восточнее Шепетовки. Через воздушное пространство над аэродромом летели группы самолетов. Они шли высоко, но по силуэтам летчики без труда опознали их: да, это «юнкерсы» и «хейнкели».

Поодиночке воздушные пираты появлялись над нами и раньше...

Но теперь это была уже не провокация. «Юнкерсы» и «хейнкели» на­правлялись бомбить и обстреливать то, что было разведано и отснято ими на фотопленку. Противник наносил удары наверняка. В первую очередь налетам подверглись те аэродромы, на которых базировались части и сое­динения, вооруженные новыми типами самолетов. На наши «чайки» не­мецкие летчики не обращали никакого внимания, видимо, не считая их серьезной боевой силой, пролетали мимо, даже не пытались бомбить аэро­дром. Или ничего не знали о нем?

... Командующий Юго-Западным фронтом генерал М.П.Кирпонос при­казал ... сосредоточить усилия авиации на прикрытии с воздуха выдвигав­шихся к границам войск, нанесении сосредоточенных ударов по танковым и моторизованным группировкам противника и его ближайшим аэродро­мам. Для этого было решено перебросить полк ближе к линии фронта.

23 июня на аэродром Судилков проводить авиаторов пришли их жены и дети. С невыразимой болью расставались летчики со своими родными. Удастся ли встретиться еще? Что будет с семьями на трудных дорогах эва­куации под вражескими бомбами?

...Вскоре мы узнали, что в глубь нашей территории в направлении на Киев гитлеровцы нацелили крупные силы... Мы получили приказ переба­зироваться обратно на свой аэродром под Шепетовку.

...Аэродром Судилков жил кипучей боевой жизнью. Младший лейте­нант Кострицин первым в полку сбил вражеский бомбардировщик, двух стервятников сбил старший политрук Сердюцкий, отличились в воздуш­ных боях капитаны Богданов и Корочанцев, старший лейтенант Колес­ников, лейтенанты Троян и Смирнов, младшие лейтенанты Ремезов, Мурзин, Иванчей. В первые же дни войны враг увидел, на что способны совет­ские летчики. На Юго-Западном фронте родилась слава летчика 91-го ис­требительного полка младшего лейтенанта Дмитрия Ковтюлева. За две не­дели войны он сбил три немецких самолета, а четвертый вынудил призем­литься на нашей территории в районе Бердичева. После вынужденного «путешествия» под бомбежками и обстрелами, возвратившись в родной полк, мы радовались успехам наших товарищей. Перелетев из Ковеля в Судилков, они сразу же включились в боевую работу и достигли многого...

Между тем обстановка в воздухе продолжала усложняться. Мы должны были прикрыть аэродромы Коськов, Варваровка, Врублевка, Тирановка, железнодорожный узел Шепетовка, наземные войска в районе Шепетовка, Изяслав, Славута, сопровождать бомбардировщики 14-го бомбардировоч­ного полка, вести воздушную разведку, штурмовать наземные войска противник­а, вылететь на перехват вражеских самолетов по вызову пункта ВНОС Шепетовки. Воздушные бои становились все более ожесточенны­ми. Гитлеровцы неистовствовали. После легких побед на западе их удив­ляло сопротивление советских бойцов. Наши летчики смело вступили в бой даже при десятикратном превосходстве противника. Один сбитый гитлеровский ас воскликнул на допросе:

- Ваши летчики - безумцы! Безрассудно идти в атаку при таком нера­венстве сил!

 Из повести Г.Р.Павлова «Однополчане»