творчество важнее учебы

Детство многих современных малышей проходит под влиянием всевозможных методик раннего развития. Мамы и папы в буквальном смысле с пеленок стремятся научить свое дитя не просто агукать и следить за погремушкой, а, как минимум, заложить основу для изучения, например, иностранных языков. Родители ожидают результатов и от детских учреждений. Ярые поклонники ранних методик развития в лице современных мам и пап то и дело интересуются, что, как и когда выучит их малыш. А детские сады и детские дошкольные учреждения тем временем все больше начинают походить на самые настоящие школы.

И, казалось бы, все только хорошо и на пользу: чем раньше ребенок получит багаж знаний, тем больше у него времени этот багаж увеличить. Точные инструкции дают детям определенную информацию, но как быть с любопытством и креативностью – качествами, которые играют одну из ключевых ролей для развития ребенка, особенно дошкольника?

Ученые о раннем развитии. 2 научных исследования

Что мы знаем о стандартном процессе обучения? Определенный материал педагог подает обычно в виде цифр, фактов и теорий, разъясняет их и требует заучить. Творческий подход к выполнению определенных заданий также приветствуется, но этому, как правило, уделяют весьма немного времени. Ведь и знания учеников оцениваются в основном по тестам или стандартному набору вопросов, где возможен тлько один правильный ответ. А можно ли оценить любознательность и креативность? Ведь именно эти качества могут принести намного большую пользу раннему развитию малыша.

Во время научного исследования, ученые из Америки решили провести небольшой эксперимент на базе двух разных лабораторий. Что важнее – знания или умения – пытались выяснить они. Исследователи предположили, что получая знания, дети могут быстро найти ответ на вопрос. Но на фоне заученных как аксиома фактов, они не развивают в себе способность к логическому мышлению и поиску самостоятельных решений.

В течение первого эксперимента двум группам четырехлетних детей демонстрировали многофункциональную игрушку. Конструкция состояла из четырех трубочек, каждая из которых имела определенный «секрет». Если дернуть одну из трубочек, она издаст звук. Заглянув во внутрь другой, можно было обнаружить внутри меленькое зеркальце. Первой группе малышей лаборант представил игрушку следующим образом: «Посмотрите, какую интересную штуку я нашел!».  И как бы невзначай дернув ее, искренне удивился последовавшей в виде звука реакции.

А вот со второй группой детей лаборант вел себя уже как учитель: «Сейчас я покажу вам, как нужно обращаться с этой игрушкой». После чего демонстрировал то же дерганье и звук. Познакомив обе группы с одной и той же игрушкой, но преподнеся это знакомство с разных позиций – исследователя и учителя, лаборант оставил детей заниматься игрушкой самостоятельно.

Примечательно, что первая группа детей игралась предметом дольше, чем вторая. Малыши из обеих групп сразу же повторили уже показанную лаборантом манипуляцию. Но дети из первой группы, которые знакомились с игрушкой вместе со взрослым, решили поискать в ней дополнительные функции. А вот вторая фокус-группа удовлетворилась полученными знаниями, не пытаясь раскрыть еще какие-либо игрушечные «секреты».

Дети полностью доверяли авторитету педагога

Второй эксперимент предполагал совершение определенных действий для достижения результата. Двум группам малышей демонстрировали одну и ту же игрушку. Показывая ее детям первой группы, лаборант по очереди, нажимал, дергал, тянул за части конструкции. При этом, совершая две последние манипуляции в определенной последовательности, можно было запустить музыкальный механизм игрушки. Но вместе с тем, нарушив порядок нажимания, дерганья или вытягивания, извлечь звук не получалось. Продемонстрировав детям разные варианты комбинирования своих движений, как удачные, так и не увенчавшиеся успехом, лаборант вновь оставил детей наедине с игрушкой.

Второй группе был показан четкий механизм последовательности движений. Например, сначала дернуть за шнурок, потом нажать на кнопку, а после этого повернуть рычаг. При этом акцентировалось, что музыка заиграет только, если делать все манипуляции в определенном порядке. После подачи материала детям дали возможность опробовать игрушку самостоятельно. Первая группа малышей самозабвенно искала пути извлечения звука нажимая, дергая, вытягивая, но таки добивалась своего. А вот вторая группа в точности повторяла показанные учителем действия. Какой вывод может отсюда следовать? Полностью доверяя авторитету педагога, дети не проявляли инициативу, только лишь заучивая или повторяя полученный материал. Поставленные же в условия выбора ученики, проявляя любопытство, пытались найти решение самостоятельно.

Таким образом, исследователи сделали вывод, что неправильная методика обучения может лишить ребенка возможности экспериментировать. А ведь в дошкольном возрасте креативность и поиск являются как раз теми факторами, которые принесут намного больше пользы, чем обычная подача фактов. Поэтому так важно с первых лет жизни не подавлять в детях интерес к исследованию и творчеству.

Автор: 

Наталья Бойко