Вода нашего города
Меня сразу предупредили: попасть на станцию обезжелезивания не так просто - нужен письменный пропуск или разрешение ответственных работников дирекции. Серьезность предупреждения подтверждалась и тем, что даже с дороги на главный корпус было видно - это небольшое сооружение тщательно ограждено бетонным забором, поверх которого в несколько рядов натянута колючая проволока. И тем не менее входные ворота оказались приоткрытыми. Но стоило мне войти в них, как в окне второго этажа появилась фигура в белом халате.
Наш край богат водой. Рядом со станцией протекает Горынь, руками человека’ создано несколько довольно больших водоемов, еще один из них площадью 21 кв. км заполняется. Есть в окрестностях нашей АЭС и природные озера. Вода - самое удивительное из всех веществ - сопровождает нас везде и всегда.
- Воду водоемов и ту, которую поставляет наша станция, сравнивать нельзя, - говорит старший мастер станции обезжелезивания Василий Сергеевич Бородкин. - Химическая формула у них действительно одинаковая, но наша вода - для потребления людьми. Она должна быть бактериологически чистой, обезжелезненной, прохлорированной.
Ведь речь идет о здоровье людей.
Действительно, пренебрегать этим нельзя. Ученые подсчитали, что каждую пятую кровать в больницах планеты занимает больной, употреблявший некачественную воду. Что касается нашего города, сравнительно маленького, то он сегодня не смог бы нормально существовать без работы станции.
- Ежесуточно мы очищаем около 11 тыс. кубометров воды, - продолжает В. С. Бородкин.
- Поступает она к нам из 11 артезианских скважин, последняя из которых начала давать воду неделю назад. Сами скважины - сооружения на первый взгляд простые. Однако напомню - глубина каждой из них достигает 230-240 метров. Поднятая мощными насосами из глубин земли, вода поступает в распределительную камеру фильтров станции.
И вот мы в чистом светлом зале фильтров. Доступ сюда ограничен даже для работников станции. Прежде чем переступить порог зала, дежурная в специальном журнале делает запись фамилий посетителей. Вдоль боковых стен помещения размещены глубокие бетонные бассейны - это и есть фильтровые емкости. Каждый фильтр имеет три секции, две из них засыпаны слоем специального песка (завозится из Ленинграда), затем идет слой тоже специального гравия, фракция песка составляет 0,8 - 1,8 мм, гравия - от 5 до 30 мм. Сейчас в работе задействованы четыре фильтра, каждый из них очищает в час до 160 кубов воды. Пройдя через распределительную камеру и фильтры, вода обогащается кислородом, освобождается от железа, механических примесей. За ее качеством постоянно строго следят сотрудники лаборатории. Кстати, берут они воду на анализ не только на самой станции, но и в местах потребления. Делается это для того, чтобы мы с вами пользовались бактериологически чистой водой, соответствующей ГОСТу. Химический и бактериологический контроль качества воды осуществляется ежедневно.
На территории станции расположены два резервуара для накопления воды. Емкость каждого из них 2 тыс. кубометров, правда, для забора разрешается использовать только половину воды. Отсюда она, уже хлорированная, поступает на насосную станцию второго подъема, затем под давлением до 5 атмосфер перегоняется потребителю.
- Целые реки воды. И тем не менее люди жалуются на то, что ее не хватает, особенно на верхних этажах. Чем это вызвано?
- Действительно, проблема питьевой воды существует, - отвечает Василий Сергеевич. - Мы вынуждены под нормальным давлением подавать воду только в утренние, вечерние и обеденные часы. Днем же давление составляет не более 2 атмосфер - этого хватает лишь для первого - второго этажей. Ночью и вовсе воду отключаем - наполняем резервуары. Чем это вызвано? Причин много. Во-первых, значительное количество очищенной воды потребляют организации, расположенные на пионерной базе, питьевой водой пользуются котельная, бетонно-растворный завод, ею заправляют радиаторы машин и моют сами машины и т. д. Одним словом, воду не берегут, пользуется ею кто хочет и сколько хочет. Кроме того, из скважины № 2 вода поступает на растворный узел, на многие другие объекты, хотя здесь есть своя скважина, предназначенная для технических целей, но она до сих пор не работает. Пионерную базу можно в полном объеме обеспечивать за счет насосной станции технической воды, которая работает с апреля этого года. Собственно, это и предусмотрено проектом. Но пока никто це заботится об подключении технической воды.
Справедливы и нарекания жителей верхних этажей. Из-за нехватки воды мы не можем подавать ее под высоким давлением, вследствие чего ее расходуется еще больше. Например, в часы пик при давлении пять атмосфер в течение часа расходуется 600-650 кубометров воды, а при давлении 7 атмосфер - 800 - 850 кубов. Некоторые жители города тоже небрежно относятся к воде. Открытые на ночь краны, течь водопроводной системы - не редкость. Как я уже говорил, с часа ночи мы отключаем подачу воды. И все об этом знают. Но однажды мы включили воду на час. Ее было израсходовано около 250 кубов. Спрашивается, куда? Это говорит о том, что многие краны были открыты или плохо закрыты, не везде устранена течь. Подсчитано, что только из-за неисправности водопроводной сети, нерационального использования воды ежедневно ее теряется не менее 10 процентов. Напомню, обходится она не так дешево, ведь на станции обезжелезивания трудится около 40 человек, используется дорогое оборудование. Так что экономия воды - дело серьезное. Конечно, проблема питьевой воды будет решаться. В частности, планируется открыть ряд новых артезианских скважин. Но пока мы ее используем очень расточительно.
А. Радишевский, «Энергостроитель» №52 1986 г