Подойдет ли Украине «бельгийское решение»?
("The National Interest", США)
После того, как жители Крыма проголосуют за отделение, но перед тем, как Путин присоединит Крым к российским территориям, президент Обама, канцлер Меркель и другие европейские лидеры должны будут вспомнить историю и предложить «бельгийское решение» кризиса на Украине.
Советник по вопросам национальной безопасности при администрации президента Картера Збигнев Бржезинский недавно предложил провести «финляндизацию» Украины. Это означает, что Украина может сохранить «широкий спектр экономических отношений с Россией и Евросоюзом, но при этом не станет вступать ни в какой военный альянс, который Москва может счесть направленным против себя».
Генри Киссинджер предупредил о том, что «для Запада демонизация Владимира Путина это не политический курс, а алиби для его отсутствия». С его точки зрения, реальность такова, что нам, возможно, придется признать такой исход, при котором Украина не войдет в состав НАТО.
Лучшим способом выхода из этого кризиса может стать «бельгийское решение», то есть гарантированный на международном уровне нейтралитет Украины. С 16 до начала 19 века армии различных стран проходили через территории, которые сейчас принадлежат Бельгии. Когда в 1830 году Бельгия провозгласила свою независимость от Королевства Нидерландов, ее будущее было весьма неопределенным. Франция предложила такой вариант разделения Бельгии, при котором ей доставался Брюссель, имевший стратегическое значение. Однако другие страны предложили более подходящее решение. Соединенное Королевство, Франция, Пруссия, Россия, Австрия и Голландия подписали в Лондоне договор, согласно которому они были обязаны уважать территориальное единство и постоянный нейтралитет Бельгии. В результате Бельгия почти целое столетие жила в состоянии мира, который был нарушен Первой мировой войной.
Признанный на международном уровне нейтралитет оказался весьма эффективным решением для ряда других государств, в том числе Швейцарии (которая провозгласила независимость после подписания Вестфальского мира) и Австрии (нейтралитет которой был закреплен после окончания Второй мировой войны).
Тогда возникает вопрос о том, почему Украина не может по своему собственному желанию вступать в те экономические и военные союзы, которые она сочтет выгодными для себя — в том числе Евросоюз и НАТО? Если отвечать одним словом, то из-за истории. Как бы печально это ни было, выживание и благосостояние Украины будет во многом зависеть от сдержанности и даже щедрости ее соседей — и в первую очередь России. Россия поставляет примерно половину тех объемов сырья, которые Украина импортирует, и половину природного газа, который она потребляет, с весьма существенной скидкой по сравнению с рыночными ценами. Металлургическая и химическая отрасли украинской промышленности, которые обеспечивают существенную долю ВВП этой страны, также являются крупнейшими потребителями российского газа, поставляемого по сниженной цене. Более того, на Украине существует территориальный раскол между востоком и западом, поэтому, если референдум пройдет без нарушений, то подавляющее большинство жителей Крыма проголосуют за отделение от Украины и присоединение к России.
Распадающиеся империи всегда оставляют после себя расколотое население, спорные границы и десятилетия тягот и недовольства. Если сравнивать с распадами империй, произошедших сравнительно недавно, то самой примечательной особенностью распада Советского Союза стал его подчеркнуто мирный характер — по крайней мере, до настоящего времени. Если не считать гражданскую войну в Таджикистане, борьбу Армении и Азербайджана за Нагорный Карабах и короткую российско-грузинскую войну 2008 года, захваченные нации Восточной и Центральной Европы, а также территории, приобретенные Петром, Екатериной и другими царями за пять столетий, обрели независимость удивительно ненасильственным образом.
Тем не менее, среди бывших советских республик Украина занимает особое место. Будучи сердцем Киевской Руси, в сознании большинства россиян Украина является такой же неотъемлемой частью России, как и Москва. Когда в 15 веке московские князья захватили власть над тем, что сегодня является западными областями России, они объявили себя преемниками Киева. Восточная Украина была неотъемлемой частью территорий Московской империи в течение более трех столетий.
Нынешние границы Украины являются, с одной стороны, искусственными, с другой — случайными. Севастополь был выстроен по приказу Екатерины Великой в качестве главной базы российского военно-морского флота. Если бы Никита Хрущев не сделал символического жеста, изменив административный статус Крыма, последний не оказался бы скорее на стороне России, чем на стороне Украины после распада Советского Союза в 1991 году. Сейчас Экономика Украины находится в состоянии упадка, и над ней нависла серьезная угроза дефолта. В политическом отношении Украина занимает одно из последних мест в рейтингах из-за масштабов коррупции и неэффективности.
Успешное управление государством предполагает необходимость признания суровой реальности и прогнозирования вероятных вариантов развития событий. Учитывая нынешнюю ситуацию на Украине, признанный на международном уровне нейтралитет этого государства внутри его нынешних границ стал бы всеобщей победой. Страны должны договориться, что Украина не может стать членом НАТО, или Евросоюза, или предлагаемого Россией слабого их аналога, что она передаст России военно-морскую базу в аренду сроком на 100 лет, что она интернационализирует газопроводы, по которым российский газ поставляется к европейским потребителям, что она гарантирует права меньшинств в соответствии с европейскими стандартами. В этих условиях ее граждане получат хорошую возможность полностью сосредоточиться на создании своего собственного государства.
Грэм Аллисон — директор Центра науки и международных отношений Белфера при Школе Кеннеди Гарвардского университета.
Оригинал публикации: A “Belgian Solution” for Ukraine?