Сережа

Мы спешим жить. Казалось бы, останови мгновенье, человек, и вспомни, что каждый день дан для жизни и не должен уходить в забвение.

Мы перестали чувствовать дыхание земли, одев ботинки с толстыми подошвами...

Мы работаем годами в одном коллективе и так мало  знаем друг о друге.

Много славных ребят трудится в пожарной охране. После армии они вновь одели военную форму, форму зеленого цвета, цвета пробуждения и развития, а значит - и жизни. Каждый из них заслуживает благодарности. Да будет благословен их труд, да будут их женщины  терпеливы и нежны, дети - здоровы  и   счастливы.

Я расскажу вам о Сереже Климчуке. Он один из этих ребят, 25-летний лейтенант внутренней службы, инспектор ОВПО-1. Имя его - в книге В. Ба­зива «Три грані подвигу». И мне хочется, чтобы об этом спокойном и скромном парне люди знали еще больше. Он заслужил это.

...Весна, 1965 год.  Выдался новый день... А в селе Лютарка Изяславского района рождалась новая жизнь. После школы - Полонское училище, работа в колхозе. Потом - армия,  Афганистан.

Он служил в Пули-Хумры, что в переводе значит Долина Смерти. Он видел, как в этой страшной долине тянулись к теплу и свету ранние афганские цветы, похожие на наши колокольчики, только не синие, а красные. Очень часто, обагренные кровью, они становились почти черными.

Цветы, кровь, смерть, голые камни и серая пыль...

Сережа был водителем на санитарной машине. Девятнадцатилетним он сел за руль, девятнадцатилетним видел, как умирают его друзья, девятнадцатилетним он спасал их. Руки не слушаются, руки дрожат, ему бы не слышать, ему бы не видеть... Невероятная боль обжигает душу, и ночью и днем нет покоя. Но все слышал и все видел и учился держать себя в руках, ибо руки его должны быть холодны и тверды... В машине раненые - быстро к госпиталю. И под огнем.

К «черному тюльпану» спешить, не надо. Это груз? (Боже, как кощунственно звучит!). Сережа провожает взглядом вертолет, скоро родная земля примет в свои объятия погибших неизвестно за что сыновей. Жестокая несправедливость.

Лето. Жгло солнце, жгли камни, жгли пули, в долинах созревали арбузы и персики. Боевая колонна двигалась на операцию. Но случилось несчастье. Один из БТРов упал в ущелье высохшей речки. Сережа спас раненых и вывез их к госпиталю. И так два года. Эти годы на всю жизнь. Награжден медалью «За боевые заслуги».

Нет, никогда не забыть ему эту сырую землю, как-будто присыпанную сухой, истертой в порошок полынью.

Но это было. И это больно...

...1986 год. Бывший дворец цисарского наместника Максимилиана во Львове, где уже несколько десятилетий обучаются будущие огнеборцы. Именно эту специальность избрал себе после службы в армии Сергей.

Сигнал «Общий сбор» прервал занятия. Через несколько минут весь личный состав пожарно-технического училища слушал начальника:

- Кто желает участвовать в операции, шаг вперед!.

Весь курсантский строй вздрогнул и запечатлел на асфальте дружный монолитный  шаг.

Группу из 10 добровольцев возглавил 30-летний капитан Михаил Судницын. Пролетая над 30-километровой зоной, ребята с волнением наблюдали за мертвыми селами, жутковато смотрелись пустые дворы, деревья с плодами, к которым никогда не прикоснется детская рука, огороды, заросшие сорняками...            

Опять построение.. Перед ними остановился генерал:

- Благодарю вас, ребята, что добровольно приехали сюда. Не скрою, что среди тех, кому мы предлагали пойти на операцию, было много таких, кто отказался. Смотрите сюда.

Он включил монитор, который был соединен с камерами, установленными на крыше станции. На экране курсанты увидели 3-й и 4-й реакторы. Между ними поднималась труба. После взрыва радиоактивные обломки взлетели в воздух и упали на крыши обеих реакторов. Попали они и на смотровые площадки, опоясавшие трубу пять раз. С крыши радиоактивные     обломки сбросил робот. На площадки ему не добраться, туда должен пойти человек. За все время после аварии лишь ветер мог там властвовать. Монитор шаг за шагом просматривал путь, которым должны пройти курсанты.

...Свинцовые костюмы должны защитить от радиации, которая во много раз превышала норму, безопасную для жизни.

Сереже Климчуку и его напарнику Ильюку досталась самая засоренная площадка. Разошлись с одной точки в разные стороны, чтобы не мешать друг другу. Им попадались и 100-килограммовые обломки, и маленькие.

...Свирепый ветер, маски на лице, лопаты в руках. И время, время... Когда завыла сирена, Сережа, забыв об опасности, посмотрел в искаженную пасть реактора и запомнил ее на всю жизнь.  И через час, уже без свинцовых панцырей, в легких рубашках, они снова стояли перед генералом. Тот взволнованным голосом, не стараясь этого скрыть, сказал: «Спасибо, сыночки. Держитесь ближе к жизни».

Сергей Климчук награжден медалью «За отвагу на пожаре».

...Жизнь продолжается... Время идет, время лечит. Зацветают сады, и мать снова вспоминает, как на рассвете родила сына. Кружится тополиный пух, а она вспоминает, как серебрился инеем снег, а она бежала к почтальону, дрожащими руками прижимала конверт из Афганистана, как ждала его  из Чернобыля...

Время идет, у Сережи растет   дочь...

Жизнь продолжается, но без прошлого нет будущего, и частенько, забыв людскую суету, мы уходим   в  воспоминания.

Люди! Давайте будем знать и помнить этих ребят, будем внимательны и добры друг к другу всегда, при любых обстоятельствах!

Н.Семенюк,   радиотелефонистка ВПЧ-7

«Энергостроитель», 26 апреля 1991 г.,

№ 17 (490)

P.S. Полковника внутренней службы Сергея  Климчука уже нет среди нас, но память о нем останется в сердцах тех, хто знал его.