Лучше гор могут быть только горы

Весенний Крым прекрасен, даже если на плечах у тебя неподъемный рюкзак и петляющая между деревьев и отвесных скал тропа. Потому что в пути тебя сопровождают рулады птичьего пения, холодная кристально-чистая вода, бриллиантом отсвечивающая роса на траве,  и цветы, цветы, цветы… А еще здесь на второй план отходят бытовые проблемы, тревоги мира. Здесь возникает ощущение счастья!

Группу организовывал известный «ходок» Михаил Ковальчук. Мы настраивались на трудности и преодолевали их методично, последовательно, даже весело.

Пешеходная часть нашего маршрута пролегла по юго-западному горному участку Крыма. Здесь повсюду нам встречались памятники средневековья, так называемые «пещерные города».

К вечеру первого дня мы остановились  у подножия скалы с пещерным монастырем Челтер-Коба недалеко от развалин древней Сюйренской крепости. Пообщались с монахами-отшельниками, набрали воды из святого источника, мужчины совершили омовение в монастырской купели. Перед расставанием нам разрешили исполнить на колоколах мелодию собственного сочинения. Колокола звучали  так торжественно!

Замечу, что всюду мы ощущали дух веков: скифы, тавры, готы, гунны, аланы, греки, хазары, византийцы, турки излазили  эти тропы задолго до нас, и в ночных бликах костра мы ощущали их присутствие.

Утром второго дня мы двинулись в сторону моря, преодолевая затяжной подъем. Перевалив безымянный перевал, мы попали в Каралезскую долину. Пройдя по склону горы Узун-Тарла, мы вышли на «оперативный простор» и нашим взорам открылся вид на причудливые каменные изваяния высотой до 15 метров. Поверить, что этот шедевр создан дождем, солнцем и выветриванием очень сложно. С разных сторон изваяния видятся по-новому, причудливо и грозно. Впечатление такое, что статуи сфинксов стоят на страже неведомых нам храмов. Местные жители называют эти фигуры куклами и придумали им названия: Юкле-Кая, Сююрю-Кая, Чуюн-Кая, Сандык-Кая, Шапке-Кая…

Миновав  село Залесное (татарское название Карамез), мы двинулись вдоль обрывистых скал Чардыеклы к горному массиву Баба-дог, на котором расположен разрушенный пещерный город Мангуп-Кале. В 14-15 веках здесь была столица православного княжества Феодоро, которое в 1475 году разорили турки.

Обойдя местную «таможню» в Хаджи-Сала, взимающую пошлину за подъем на плато, нам пришлось подыматься по крутой тропе при полном туристическом снаряжении.          Когда рюкзаки почему-то резко отяжелели и стали тянуть вниз, довелось использовать все четыре конечности, хватаясь за ветки и коряги, а иногда использовать руки для передвижения вперед. У животных в этом плане преимущество. Мы вскарабкались на скалу и с обрыва перед нами открылась панорама Адым-Чокрайской долины. Защелкали  фотоаппараты, чтобы хоть как-то остановить прекрасное мгновение.

Спуск тоже не был усеян лаврами, ноги скользили, пытаясь сбросить путешественника на «пятую точку».

Оставив позади урочище Истоки и родник Текен, горы Бабулган и Кая-Баш, мы, можно сказать, ввалились в Богатое Ущелье, где и остановились на ночлег у скалистой горы Ванна. Поутру, искупавшись в горном озере на краю села, мы двинулись вверх вдоль речки Суаткан, пока не вышли к мощному водопаду. Вода в это весеннее время срывается с отвесной скалы высотой 15 метров и разбивается внизу на каменных плитах хрустальным пенистым потоком. У подножия водопада огромные вечнозеленые тисы создают уютную тень. Здесь спокойно и сказочно, несмотря на грохот водопада. Мужчины наслаждались горным водяным душем.

Оставшаяся на этот день часть пути пролегла густым лесом. Преодолевая подъемы и спуски, мы дошли до перевала Бечку (по-татарски Кабаний), за которым стали на ночлег. Здесь начинается территория ландшафтного заказника Байдарский.

Утром нам предстояла встреча с «требовательными» лесничими, но наш серьезный и непоколебимый вид  создал атмосферу доверия и позволил беспрепятственно продолжить намеченный путь.

Миновав верхний Узунджинский каньон, мы переправились вброд через одноименную речку Узунджа и вышли на обширную Байдарскую долину в районе села Колхозное. Далее лежал путь горным серпантином, вьющимся между вершинами гор Тарпан-Баир и Курт-Кая. Дорога с подпорными и оградительными каменными стенами протянулась вдоль русла на левой стороне ка­ньона, повторяя все его изгибы. Стиснувшие  дорогу с обеих сторон склоны покрыты можжевельником, а внизу, в балках и вдоль реки – лиственный лес. Воздух чистейший и сочный.

Преодолев марш-бросок в несколько километров, с облегчением сбрасываем рюкзаки и грузимся в автобус до Ялты.

Следующие пять дней похода мы провели на туристической стоянке у Красного Камня – Мекке любителей скалолазания СНГ.

Поселок Краснокаменка, у которого находится гигантский монолит площадью 125 квадратных метров и высотой 70 метров, расположен недалеко от массива Бубуган-яллы с высочайшей горной вершиной Крыма – Роман-Кош (1545 м.).  Скала Красный Камень, получившая название по цвету коричнево-красного  мраморовидного известняка, является археологическим объектом. На ее вершине расположены руины средневековой крепости Гелин-Кая. У подножия скалы озеро, подпитываемое подземным родником, в котором обитают рыбы и пресмыкающиеся, занесенные в Красную Книгу Украины.

Наш лагерь из трех палаток расположился на северной стороне Красного Камня в роще из невысоких деревьев у родника. Чуть забрезжит рассвет, любители и профессионалы скалолазания спешат занять  излюбленные трассы для подъемов с веревками, карабинами и другими специальными приспособлениями.  В этой дисциплине у меня навыков никаких, потому            отсылаю за впечатлениями к представителям Нетешинского клуба «Пульсар», которые собираются построить «домашний скалодром» в нашем городе. Председатель этого клуба М.Ковальчук и иже с ним оттачивали мастерство. После обеда у всех было свободное время для культурного досуга и посещения достопримечательностей Южного Берега Крыма. ЮБК «кишит» этими самими достопримечательностями, увидеть все невозможно.

Поход оказался безумно интересным сочетанием различных видов активного отдыха. Все получили огромный заряд энергии и впечатлений. С благодарностью вспоминаю компанию Ковальчуков, Веремийчуков и других, примкнувших к нам в походе людей.

Елена Каныгина

Фото  автора