Город на Горыни

Репортаж со строительства Хмельницкой АЭС

По железной лестнице, кру­тизной напоминающей судо­вой трап, поднимаемся на 20 -метровую высоту будущего ре­актора. Он станет первым энер­гоблоком мощностью миллион киловатт, а всего их по проек­ту - четыре. Чуть дальше уже виден котлован под второй «миллионник».

- Мы сейчас находимся как бы под атомным котлом, который еще предстоит по­строить,- рассказывает сек­ретарь Славутского горкома партии А. Г. Роздобудько,- Сюда, в здание будет подан корпус реактора, в который загрузят тепловыделяющие элементы, внешне похожие на обыкновенные карандаши.

Секретарь на память назы­вает цифры: сколько кубо­метров бетона уложено, объ­ем земляных работ, стои­мость того или иного объ­екта. Мощные бетонные сте­ны, стальные герметичные двери, прутья арматуры, ко­торые видишь вокруг, как бы воплощают в себе зримо все эти данные...

На строительстве первого энергоблока работает бригада Алексея Рагузина.   Недавно этот коллектив вызвал на со­циалистическое соревнование польскую бригаду Хеприка Матраса.

- Они здесь рядом,- по­казывает А. Г. Роздобудько в сторону длинного, чуть подняв­шегося над нулевой отметкой сооружения, с нависшим над ним башенным краном.- Кро­ме них, договор о трудовом со­перничестве заключили еще две бригады. Они работают на строительстве жилого городка. Это коллективы Василия Тулы и Тадеуша Барща. Сооружение Хмельницкой АЭС ведется совместными уси­лиями Советского Союза, Венг­рии, Польши и Чехословакии. Согласно заключенному в 1979 году межправительственному соглашению ВНР,  ПНР  и ЧССР участвуют в строитель­стве поставками различных то­варов, которые идут сверх го­довых протоколов и оплачива­ются в соответствии со сло­жившейся практикой. Кроме того, на Хмельницкой   АЭС уже несколько лет трудится крупный  отряд  специалистов из ПНР. В счет долевого уча­стия в сооружении этой атом­ной электростанции польские рабочие и инженеры выполня­ют некоторые  работы  также на  Курской и Смоленской АЭС.

Наша страна предоставляет необходимую документацию, материальные и финансовые ресурсы, осуществляет строи­тельные и монтажные работы на объектах АЭС, а после ввода в действие блоков возь­мет на себя эксплуатацию станции и снабжение ядер­ным горючим.

Количество энергии, которое получит каждая страна, прямо пропорционально вкла­ду в строительство. После ввода в эксплуатацию перво­го блока Хмельницкой АЭС и соответствующих линий элек­тропередачи СССР в течение 20 лет обеспечит поставки энергии, ежегодные объемы которых составят к 1990 го­ду для Венгрии 2,4 миллиар­да киловатт-часов, для Поль­ши - 6 миллиардов и для Чехословакии - 3,6 милли­арда киловатт-часов. Это то же самое, как если бы Венг­рия построила у себя станцию мощностью 400 тысяч кило­ватт, Польша - миллион и Чехословакия - АЭС мощ­ностью  600  тысяч киловатт.

- Мы хорошо понимаем значение этой станции на реке Горынь для всех заинтересо­ванных стран, и в частности для Польши,- говорит секре­тарь организации ПОРП на стройке Ян Станишев­ский. - Работаем в полную силу. Кро­ме спецкорпуса, строим столо­вые, детский сад, общежитие, универмаг, профтехучилище, прокладываем инженерные коммуникации.

В нынешнем году польские специалисты должны   освоить 12 миллионов рублей. В 1984 году эта цифра возрастет до 18  миллионов  рублей.   План прошлого года был определен в 7,3 миллиона рублей. Успешное выполнение напря­женной программы опирается на качественную работу. В ор­ганизации ПОРП мне назва­ли  лучших - это плотники Эдвард Чижевский и Мариан Склодовский, слесарь-мон­тажник Тадеуш Литва, бетон­щик Алойзи Трущинский, ка­менщик Чеслав Марчняк, арматурщик Евгениуш Карач и многие другие. Как здесь надеются,    развертывающееся сейчас социалистическое со­ревнование между советскими и польскими бригадами убыст­рит темп работы, повысит ка­чество труда и, конечно, вне­сет новые имена в список пра­вофланговых.

С мастером участка Стани­славом Шелестом я познако­мился на строительстве спец-корпуса. Хотя он и обзавел­ся густой русой бородой, он  явно не «тянул»   на   свои 37 лет. А между тем он уже 17 лет - строитель.

- Но тем не менее мне есть чему поучиться у совет­ских коллег,- говорит он.- Качество работ высокое, да и масштабы необычные. На та­ком объекте я впервые. Прав­да, и мы кое-что показыва­ем. Так что польза - взаим­ная...

Средний возраст польских строителей 30 лет. Поэтому к организации досуга молоде­жи - особое отношение. Во временном польском   жилом городке работают клуб, ка­фе, проводятся дискотеки, экскурсии, организованы кур­сы русского языка, есть биб­лиотека. Совет­ские и поль­ские праздники отмечаются совместно. Частые гости у друзей из ПНР советские про­фессиональные и самодеятель­ные   артисты.   А   «междуна­родные»  встречи по футболу и волейболу собирают порой больше зрителей, чем   иные матчи мастеров. Не редки здесь и так называемые «се­мейные» вечера, когда рабо­чие двух стран   приглашают друг друга в гости домой.

Ян Станишевский считает эти встречи очень полезными.

- Установление личных связей, - говорил он, - так же важно, как, скажем, и об­мен профессиональным опы­том. Встречаясь не только на стройке, но и дома, рабочие двух братских стран обяза­тельно находят общие интере­сы.

Работа в общих интересах на деле углубляет дружбу братских народов.

С. Байгаров

(Спец. корр. «Правды»). г. Славута

«Правда», 13 июня 1983 г.