ОНИ ЖИВУТ СРЕДИ НАС

«Мужество рождается в борьбе» - всем известные слова Н.Островского. Да, в борьбе с несчастьем, со стихией проявляются лучшие черты человека. Не раз советский гражданин держал экзамен на стойкость, преданность, мужество... И выдержал. И  выдержит.

На Чернобыльской АЭС в ликвидации последствий аварии принимали участие сотрудники 1-го отряда военизированной пожарной охраны Хмельницкого облисполкома. Офицер А. Г. Швец организовал службу в сводном отряде городов Иванков и Чернобыль, куда входили и наши пожарные Пизнюр, Трофимов, Головко, Матвийчук, Онойко, Ткачук, Журавский. Комсомольцы Бойко, Третьяк, Лихолат, член КПСС Пуц производили дезактивацию объектов г. Припяти. Офицеры внутренней службы И. И. Иванов, А. И. Магдюк в составе группы Пожарнадзора дежурили на 1, 2, 3-ем энергоблоках. Позднее сотрудник ВПЧ-7 по охране ХАЭС В. П. Пилипюк возглавил профилактическую группу. Была поставлена задача в кратчайшее время обследовать все помещения атомной электростанции и выдать справку о возможности пуска 3-го блока и безопасности помещений 4-го блока. Оценивая сложную и опасную обстановку офицер Мусийчук поручил выполнить это задание В. П. Пилипюку, беря во внимание его опыт и отличные знания. В процессе обследования В. Пилипюк обнаружил, что вблизи 4-го энергоблока на 7-ой турбине произошло самовоспламенение масла, разлившегося из маслобаков в момент аварии. Возникла угроза распространения пожара на отметку 0.00. Необходимо было в считанные минуты подать воду на лафетные стволы, чтобы предотвратить беду. Благодаря бдительности и находчивости офицер Пилипюк с поставленной задачей справился успешно.

На следующий день солнце щедро лило свет и тепло на землю, которая создана растить хлеб и дарить жизнь. Была тишина. Перед строем остановился седой генерал-майор. За активную работу по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и проявленные при этом мужество, отвагу и самоотверженность, за безупречное выполнение служебного долга ст. лейтенанту в-с В. П. Пилипюку объявлена благодарность и вручена Почетная грамота начальника Главного управления пожарной охраны МВД СССР.

Была тишина… На земле рождался новый день.

Н. СЕМЕНЮК , радиотелефонистка

«Энергостроитель» №30,

25 июля 1986 года

P.S. Полковник пожарной службы  в отставке  Владимир Петрович Пилипюк и доныне трудится на ХАЭС инструктором отдела подготовки персонала УТЦ, предупреждая работников о страшной силе неконтролируемого огня. Его опыт и знания востребованы в коллективе атомщиков.

На снимке: В.Пилипюк проводит соревнования по пожарной подготовке. 1987 год; В.Пилипюк инструктирует работников ХАЭС при пользовании огнетушителем, 2015 год.

 

На конечный результат

О коллективе   «Гидромеханизация» знают многие. Известно - участок постоянно  находится в числе   лучших, о нем говорят часто и на  разных уровнях. Но чем конкретно занимается коллектив, знает далеко не каждый, хотя и по названию возникают определенные ассоциации. Уточним - многие дома,   детские сады, школа № 1, автовокзал, объекты социально-культурного назначения находятся на надежной песчаной подушке, намытой участком.  А намывают песок специальной земленасосной установкой, находящейся на плаву  водоема. И управляет одной из них Григорий Иванович Нагорнюк. Встретились мы с Григорием на его рабочем месте, на земснаряде № 450.

Рация сработала неожиданно. Крановщик Пётр Степанюк просил остановить земснаряд, чтобы подаваемому по трубам грунту не дать выйти за пределы карты намыва.

-  Ясно, исполняю, - ответил Григорий. В это время помощник крановщика Николай Поривай и бульдозерист Алексей Полищук,  находясь в двух километрах от земснаряда, делали корректировку намыва грунта. В этот промежуток свободного времени Григорий Иванович и рассказал о своей работе, о себе.

Принцип работы земснаряда вроде бы простой. На самом деле здесь, как и в каждой работе, немало тонкостей, особенно у машиниста. Он на своем «капитанском» мостике следит за приборами, которые контролируют плотность подаваемой массы   (пульпы), нагрузку на главный двигатель. Пойдет много воды - низкая производительность труда, холостые обороты. Но и перегрузку допускать нельзя. Во всех случаях Нагорнюка сразу же поправят - работает он не сам. Поспешат на помощь ребята с берега, оттуда, где намывается грунт, в эфир пойдет очередной вызов.

Григорий Иванович время от времени регулирует глубину опускания рамы, которой забирается грунт, аккуратно перемещает земснаряд в нужном направлении. Помнит - очень высокопроизводительную машину поручили: мощность только главного двигателя составляет 1250 киловатт, при его помощи за час намывается 350 кубометров песка, а еще перекачивается не меньше воды, которая транспортирует этот песок. В общем, у машиниста ответственности хватает - и за работу машины, и за работу, как старшего всей смены.

Сейчас приятно смотреть, как четко работает снаряд, но ведь   бывают и сложные ситуации, порой даже неожиданные.

- К сожалению, бывают. По вине электриков зимой длительное время не подавалась электроэнергия, - вспоминает Г. И. Нагорнюк. - Замерзла пульпа в трубопроводе, но не ждать же до весны. Вот и пришлось через каждые 70-80 метров вырезать автогеном «ок­на», промывать трубы под давлением. После очистки «окна» заваривали, продолжали намывать грунт. Это, конечно, для нас была лишняя работа, но никто не роптал, трудились все дружно, не делили работу на свою и чужую. Так и должно быть. Ведь работаем на конечный результат, и даже чужой просчет старались устранить побыстрее...

После средней школы  Григорий окончил профтехучилище, в котором готовили специалистов для работы на судах заграничного плавания. Еще до службы в  армии в одном из плаваний познакомился с Кубой, а с 1972 по 1978 год на судах Черноморского торгового   флота бороздил моря и океаны, побывал в разных странах - Египте, Индии, Бирме, Бразилии… Наверное, тогда он и испытал по-настоящему свой характер. Ведь в море было всякое. Однажды при выходе из Гибралтарского пролива вышел из строя один из цилиндров главного двигателя. Моторист первого класса Нагорнюк, как и вся команда, на протяжении 18 часов работал по ликвидации аварии. И, конечно же, не обошлось без штормов и тайфунов, которые всегда устраивают экзамен на мужество и волю.

Воспоминанием о тех походах стала коллекция монет тех стран, где побывал Григорий. В  специальном альбоме - денежные знаки почти всех стран   Африки,   Японии, Кореи, Филиппин, многих стран Южной и Северной Америки, Европы, братских социалистических стран.

Хранит Г. И. Нагорнюк и муляжи представителей морской фауны: морского ежа, гадюки, краба-стригуна, звездочек разных форм и размеров - всего более ста экспонатов.

Кстати, есть и другие экспонаты, но выловлены они и собраны в местах нынешнего намывания грунта. Не прошли через лопасти колеса большая кость мамонта, валуны, обугленное дерево далекого периода, а также «потери» нашего века - тросы, рельсы, металлические заслонки. Все это тоже хранится на земснаряде.

Восьмой час вечера.

Окончилась работа, стемнело на улице. С искусственного водоема потягивает приятной прохладой. Наверху земснаряда загораются огни прожекторов, немного ниже светятся окна «кубрика», к работе приступает другая смена.

Григорий Иванович Нагорнюк идет по магистральному трубопроводу. Дорога - домой, в одну из квартир дома № 205, где и живет с семьей. Вспомнил жену Валерию Иосифовну - преподавателя музыкальной школы.. «Может, еще и с работы не пришла», сыновей Геннадия, Сашу и Костю (у них тоже «морские души» - Гена и Саша в спасательных жилетах переплывают глубокий канал шириной 50 метров, а меньший Костя пока что лишь хорошо ныряет).

Приятно идти домой, когда и в семье, и на работе все в порядке. Тогда и шаг потверже и дышится легче.

Михаил Ильчук