Стройка века
В данный момент НАЭК «Энергоатом» реализует восемь крупных инвестиционных проектов, среди которых строительство 3-го и 4-го энергоблоков Хмельницкой АЭС. И хотя процесс идет не так быстро, как ожидалось пару лет назад, Компания уверена, что проект состоится. Украина в скором времени получит новые блоки ХАЭС с повышенными характеристиками безопасности, отвечающими всем международным требованиям.
Достройка №1
Нужно сказать, что история Хмельницкой АЭС похожа на биографию человека, которого высшие силы захотели проверить на прочность, и который эти испытания с честью выдержал. Сегодня, наверное, уже только старожилы станции помнят, что в 1975 году, утверждая решение о строительстве атомной станции в районе с. Нетишин Хмельницкой области, Министерство энергетики СССР рассмотрело 50 конкурирующих площадок. При этом первое название станции было - «Западноукраинская №2».
Первый энергоблок ХАЭС был введен в эксплуатацию 22 декабря 1987 года, второй - 8 августа 2004-го. И это при том, что их строительство начиналось практически одновременно, и пуск блока №2 мог состояться лет эдак на 14 раньше. Помешала авария на Чернобыльской АЭС, после которой в обществе возникло огромное количество фобий, что и стало причиной введения моратория на развитие атомной энергетики: в начале августа 1990 Верховная Рада Украины объявила мораторий на строительство новых и увеличение мощностей уже действующих АЭС. Отрезвление наступило достаточно быстро. Масштабный экономический кризис начала 90-х, дефицит энергоресурсов и веерные отключения от электроэнергии целых регионов страны жестко расставили все акценты. И, хотите, верьте, хотите, нет, но Украина, как и многие другие страны, поняла, что развитию атомной энергетики альтернативы нет - ученые пока не изобрели более совершенный способ производства энергии. В октябре 1993 года Верховная Рада отменяет запрет на строительство новых АЭС. Но время было упущено, а ресурсная база страны к тому времени была уже истощена. В середине 90-х рассматривались варианты достройки второго энергоблока ХАЭС за счет кредитных средств. В частности, прорабатывался вариант сотрудничества по линии ЕБРР/Евроатом. И только в 2003 году, не получив обещанных международных кредитных средств, руководство НАЭК «Энергоатом» приняло решение достраивать блоки №2 Хмельницкой АЭС и №4 Ровенской АЭС собственными силами.
Достройка №2
Ныне в составе Хмельницкой АЭС работает два энергоблока мощностью 1000 МВт каждый. ХАЭС является самым мощным промышленным предприятием области. По итогам 2010 года станция выработала 13 036,8 млн. кВт-ч электроэнергии, а за весь период эксплуатации – без малого 190 млрд. кВт-ч. На объекте трудится более 5 тысяч человек, которые обслуживают десятки разнопрофильных подразделений.
После запуска второго блока предприятие работает слаженно и стабильно. ХАЭС вместе с другими украинскими АЭС успешно прошла через масштабную проверку безопасности всех действующих энергоблоков, которая проходила под эгидой МАГАТЭ и при участии ЕС. Проверяли все: и проектную и эксплуатационную безопасность, и обращение с радиоактивными отходами, и государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности. Кстати именно результаты этой проверки позволили 29 июня 2011 года главе представительства Еврокомиссии в Украине Жозе Мануэлю Пинту Тейшейре заявить, что украинские АЭС соответствуют стандартам безопасности Европейского Союза.
Все это вместе взятое и позволило коллективу НАЭК «Энергоатом» приступить к реализации амбициозного проекта по достройке 3-го и 4-го энергоблоков ХАЭС. Что вполне рационально и логично, с учетом прогнозов относительно роста потребления электроэнергии в стране и того, что эксперты оценивают строительную готовность 3-го блока в 75%, а 4-го - в 28%. Отдельно отметим, что на этот раз вопрос общественной поддержки решался заблаговременно. В общественных слушаньях по поводу достройки энергоблоков приняло участие почти 4 тысячи человек, а сами слушанья прошли в 14 населенных пукнтах зоны наблюдения Хмельницкой АЭС.
Победителем международного конкурса по отбору проекта реакторной установки для строительства 3-го и 4-го энергоблоков ХАЭС в октябре 2008 г Министерство топлива и энергетики Украины признало российскую компанию «Атомстройэкспорт», представившую проект В-392Б. Это усовершенствованная реакторная установка российской конструкции ВВЭР-1000. В июне 2010 года Кабинет министров Украины и Правительство РФ подписали соглашение о сотрудничестве в строительстве энергоблоков №№3,4 ХАЭС. А в январе 2011 года ВР Украины ратифицировала этот договор. Однако, судя по всему, на данный момент российский вариант достройки уже не является безальтернативным...
Дело принципа №1
Собственно принципиальных моментов два. Первый касается всего атомного хозяйства в контексте достройки энергоблоков на ХАЭС, тогда как второй - специфики организации самого процесса на станции. По замыслу руководства НАЭК «Энергоатом» проект ХЗ-Х4 должен стать плацдармом для восстановления работоспособности энергомашиностроительного, строительно-монтажного и проектировочного комплексов Украины. Сверхзадача - организовать собственное производство реакторов. Переговоры по данному вопросу украинские атомщики ведут со всеми потенциальными поставщиками оборудования, включая россиян. «Стремление многих стран к масштабному развитию ядерной энергетики в условиях ограниченных возможностей мировых производителей основного энергетического оборудования в ближайшей перспективе породит дефицит корпусов водо-водяных реакторов под давлением. В этих условиях мы будем тщательно изучать возможности диверсификации строящихся ядерных установок», - говорит по этому поводу глава «Энергоатома» Юрий Недашковский.
Части реакторной установки планируется выпускать на заводах тяжелого машиностроения, таких как, например, Новокраматорский завод тяжелого машиностроения. Сборку реакторной установки и ее испытания можно бы проводить на харьковском «Турбоатоме». Под реализацию проекта строительства энергоблоков на ХАЭС в нашей стране планируется запустить производство собственного электронного оборудования. Особое внимание при этом будет уделено тому, чтобы качество отечественной продукции отвечало современным требованиям безопасности.
Дело принципа №2
И если первый момент - опора на собственного производителя возражений в целом не вызвало, то второй - достройка энергоблоков на базе уже имеющихся строительных конструкций вызвал определенную волну критических оценок. Специалисты НАЭК, накопившие в ходе многолетних публичных баталий изрядный опыт полемики, реагируют на эти оценки достаточно спокойно. Во-первых, они видят в этом определенный позитив. Чем больше дискуссионных моментов будет обсуждено до практической стадии проекта, тем меньше неожиданностей со стороны общественного мнения возникнет в будущем. Во-вторых, прислушиваясь к мнению критиков, атомщики вполне резонно полагают, что опираться в своих действиях они имеют право только на экспертные оценки официальных организаций, прошедших соответствующую аттестацию. В-третьих, они готовы к любой публичной экспертизе тех расчетов, которые легли в основание проекта Х-3 и Х-4. Между тем, данные официальной экспертизы свидетельствуют о том, что имеющиеся конструкции пригодны к эксплуатации еще как минимум в течение 100 лет. При этом в проектной документации содержится пункт, фиксирующий, что все строительные элементы, которые будут мешать размещению нового реактора, будут снесены. Таким образом, будут использованы только те конструкции, которые пройдут процедуру технической интеграции и сам процесс будет лицензирован официальными экспертными организациями, как ядерными, так и строительными. Подобный подход полностью соответствует современным тенденциям в атомной энергетике. Еще один важный момент, на который обращают внимание специалисты «Энергоатома» - это поиск оптимального варианта сочетания цены проекта, его технологической составляющей и современных требований безопасности. Исходя из оценок, можно сделать вывод, что атомщики настроены на установку в новых блоках ХАЭС реакторов третьего поколения, в которых предусмотрена самая современная автоматизация интерфейса человек-машина. В целом же успешная реализация проекта позволит на 50% локализовать производство атомного оборудования уже в Украине. Что, безусловно, станет значительным шагом вперед в развитии всего атомного комплекса страны.
История строительства Хмельницкой АЭС и последующей достройки ее энергоблоков как нельзя лучше иллюстрирует всю сложность и неоднозначность восприятия нашим обществом атомной энергетики. За 35 лет эта история вместила в себя и неподдельный энтузиазм строителей, и искреннюю тревогу людей, требовавших закрыть все АЭС, и горечь профессионалов, понимавших, к чему могут привести необдуманные и поспешные решения. Но, возможно, именно в этом гарантия того, что в XXI веке вопросы развития атомной энергетики будут решаться исключительно в прагматическом ключе...
Дмитрий Рясной