Километры мужества

Водители - одни из тех, чью помощь в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС трудно переоценить. С тех трагических апрельских дней 86-го и по сегоняшние дни они честно несли и несут свою героическую трудовую вахту.

На учете в автотранспортном предприятии УС ХАЭС, как ни в какой другой организации, состоит 129 ликвидаторов. Многие из них выезжали на ЧАЭС по несколько раз. Но рассказывать об этом они не хотят и не любят. Отмахиваются: «А что рассказывать. Понимали, что надо. Все остальное - работа».

- Об аварии узнали, как и все,- вспоминает начальник АТП Александр Кириллович Колычев. - А первая команда о командировках поступила 30 апреля. В этот же день два новых бетоносмесителя поспешили туда, где их ждала обычная и вместе с тем необычная работа. За рулем одного - Василий Шевчук, другого  Владимир Мацун. Тогда еще они, как и все, знали о случившемся понаслышке. Но уже через несколько часов осознали, что все намного серьезнее предполагаемого.

Вспоминает Владимир Мацун:

- Мы возили бетон и сухую смесь из Вышгорода в Копачи, а позже и к четвертому реактору. О том, что нас постигла небывалая беда, догадаться было нетрудно. На первых порах нередко чувствовалась неорганизованность, непродуманность. Люди еще не отошли от шока. А о нашей готовности к такой беде и говорить  не  приходится.

- В 5 часов утра 9 мая из Москвы поступила команда отправить десять автомашин, - продолжает А. К. Колычев. - Через час собрали водителей, ознакомили с задачей. Честно говоря, люди постепенно осознавали опасность и далеко не все и не сразу рвались к разбушевавшемуся реактору. Были встречи, простые человеческие беседы. Но как бы ни было, к вечеру 9 мая наша колонна была уже в Вышгороде. Владимир Корват, Юрий Плавскин, Василий Мирончук. Виктор Богатырь, Николай Рудык, Леонид Бондарчук... Хочется назвать каждого. Надежные люди...

Тут нельзя не сказать об одном обстоятельстве, которое сыграло важную роль. Большинство автотранспортных организаций отправляло в Чернобыль автомашины далеко не лучшие. За считанные дни они разваливались, водители часто возились с ремонтом. А транспорт из Нетешина оказался самым надежным.

- Конечно, жалко, что более 20 автомобилей остались там, в зоне отчуждения, но мы понимали, что здоровье, жизнь одного человека в тысячи раз дороже, - говорит Александр  Кириллович.

19 мая была отправлена очередная группа ликвидаторов. В ее числе и А. К. Колычев. Как руководитель, он понимал, что должен быть там, где наиболее тяжело его людям. В зону беды выезжали и другие руководители, инженерно-технические работники  АТП.

Как и раньше, с Вышгорода поступали бетон и сухая смесь, чтобы закрыть огромный источник радиационного излучения. Было нелегко. Особенно психологически. Но люди поддерживали друг друга шуткой. К примеру, на счету Владимира Никоновича Черняка 125 чернобыльских суток. Но он был среди коллег не только самым большим оптимистом, но и вселял заряд бодрости  другим.

Говоря о «долгожителях» вахты на ЧАЭС надо назвать имя Б. П. Шатковского, который отработал в зоне больше других - 135 суток.

- Прошло пять лет, но и сегодня помню каждую кочку, каждую ямку на дороге к реактору, - вспоминает Бронислав Петрович. - Мы понимали, что это наша работа и ее за нас никто не сделает. Василий Иванович Яцюк с сыном Иваном работали на автокранах при укладке трубопровода к четвертому энергоблоку. Еще один машинист автокрана СМК-10 А. В. Землянский также выполнял подобные работы начиная с 10 мая. Кстати, позже Землянский с Яцюком младшим вместе выедут на помощь пострадавшим от землетрясения  в   Армении.

- Ликвидаторы - костяк нашего коллектива, - рассказывает Василий Владимирович Бендяк, председатель профкома АТП, который и сам отработал в Чернобыле две вахты. - Мы, стараемся учитывать их нужды. Еще до принятия закона о социальной защите пострадавших перечислили деньги на приобретение лекарств. По возможности стараемся обеспечить санаторно-курортными путевками. Выплачиваем помощь на оздоровление в размере 100-процентной тарифной ставки....

По утрам из АТП спешат на выезд автомобили. Среди них нет, конечно, тех, которые работали у четвертого знергоблока. Но управляют другими, в основном новыми автомобилями те же люди, которые пренебрегая личной безопасностью, спасали здоровье и жизнь других. Люди оказались прочнее стали.

 Николай Панасюк

 «Энергостроитель»,

26 апреля 1991 г., № 17  (490).

КИЛОМЕТРЫ МУЖЕСТВА

Водители - одни из тех, чью помощь в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС трудно переоценить. С тех трагических апрельских дней 86-го и по сегоняшние дни они честно несли и несут свою героическую трудовую вахту.

На учете в автотранспортном предприятии УС ХАЭС, как ни в какой другой организации, состоит 129 ликвидаторов. Многие из них выезжали на ЧАЭС по несколько раз. Но рассказывать об этом они не хотят и не любят. Отмахиваются: «А что рассказывать. Понимали, что надо. Все остальное - работа».

- Об аварии узнали, как и все,- вспоминает начальник АТП Александр Кириллович Колычев. - А первая команда о командировках поступила 30 апреля. В этот же день два новых бетоносмесителя поспешили туда, где их ждала обычная и вместе с тем необычная работа. За рулем одного - Василий Шевчук, другого  Владимир Мацун. Тогда еще они, как и все, знали о случившемся понаслышке. Но уже через несколько часов осознали, что все намного серьезнее предполагаемого.

Вспоминает Владимир Мацун:

- Мы возили бетон и сухую смесь из Вышгорода в Копачи, а позже и к четвертому реактору. О том, что нас постигла небывалая беда, догадаться было нетрудно. На первых порах нередко чувствовалась неорганизованность, непродуманность. Люди еще не отошли от шока. А о нашей готовности к такой беде и говорить  не  приходится.

- В 5 часов утра 9 мая из Москвы поступила команда отправить десять автомашин, - продолжает А. К. Колычев. - Через час собрали водителей, ознакомили с задачей. Честно говоря, люди постепенно осознавали опасность и далеко не все и не сразу рвались к разбушевавшемуся реактору. Были встречи, простые человеческие беседы. Но как бы ни было, к вечеру 9 мая наша колонна была уже в Вышгороде. Владимир Корват, Юрий Плавскин, Василий Мирончук. Виктор Богатырь, Николай Рудык, Леонид Бондарчук... Хочется назвать каждого. Надежные люди...

Тут нельзя не сказать об одном обстоятельстве, которое сыграло важную роль. Большинство автотранспортных организаций отправляло в Чернобыль автомашины далеко не лучшие. За считанные дни они разваливались, водители часто возились с ремонтом. А транспорт из Нетешина оказался самым надежным.

- Конечно, жалко, что более 20 автомобилей остались там, в зоне отчуждения, но мы понимали, что здоровье, жизнь одного человека в тысячи раз дороже, - говорит Александр  Кириллович.

19 мая была отправлена очередная группа ликвидаторов. В ее числе и А. К. Колычев. Как руководитель, он понимал, что должен быть там, где наиболее тяжело его людям. В зону беды выезжали и другие руководители, инженерно-технические работники  АТП.

Как и раньше, с Вышгорода поступали бетон и сухая смесь, чтобы закрыть огромный источник радиационного излучения. Было нелегко. Особенно психологически. Но люди поддерживали друг друга шуткой. К примеру, на счету Владимира Никоновича Черняка 125 чернобыльских суток. Но он был среди коллег не только самым большим оптимистом, но и вселял заряд бодрости  другим.

Говоря о «долгожителях» вахты на ЧАЭС надо назвать имя Б. П. Шатковского, который отработал в зоне больше других - 135 суток.

- Прошло пять лет, но и сегодня помню каждую кочку, каждую ямку на дороге к реактору, - вспоминает Бронислав Петрович. - Мы понимали, что это наша работа и ее за нас никто не сделает. Василий Иванович Яцюк с сыном Иваном работали на автокранах при укладке трубопровода к четвертому энергоблоку. Еще один машинист автокрана СМК-10 А. В. Землянский также выполнял подобные работы начиная с 10 мая. Кстати, позже Землянский с Яцюком младшим вместе выедут на помощь пострадавшим от землетрясения  в   Армении.

- Ликвидаторы - костяк нашего коллектива, - рассказывает Василий Владимирович Бендяк, председатель профкома АТП, который и сам отработал в Чернобыле две вахты. - Мы, стараемся учитывать их нужды. Еще до принятия закона о социальной защите пострадавших перечислили деньги на приобретение лекарств. По возможности стараемся обеспечить санаторно-курортными путевками. Выплачиваем помощь на оздоровление в размере 100-процентной тарифной ставки....

По утрам из АТП спешат на выезд автомобили. Среди них нет, конечно, тех, которые работали у четвертого знергоблока. Но управляют другими, в основном новыми автомобилями те же люди, которые пренебрегая личной безопасностью, спасали здоровье и жизнь других. Люди оказались прочнее стали.

 Николай Панасюк

 «Энергостроитель»,

26 апреля 1991 г., № 17  (490).