Ностальгия
Я первый
Не правда ли, мы уже привыкли к таким надписям. Первый дом, первый садик, магазин... Каждое такое событие, безусловно, радует, но все мы с нетерпением ждем того момента, когда вступит в действие первый реактор. Правда, до этого события пока еще далеко, но уже теперь здесь ведутся очень важные работы. Речь идет о монтаже гермооболочки.
– Наш коллектив приложил немало труда, пока мы подошли к этому очень ответственному моменту, – рассказывает начальник управления «Южэнергомонтаж» Евгений Алексеевич Мищенко. – Пришлось решить множество вопросов, да и теперь их хватает, но главной цели добились – пошел первый ярус гермооболочки. Теперь даже не специалисту четко представляется корпус будущего реакторного отделения.
Действительно, это так. Вот почему кто-то с особой старательностью и явно не без гордости вывел на белоснежном блоке огромные красные буквы «Я – первый!». Рядом с ним разместятся еще одиннадцать точно таких же блоков, каждый весом в тридцать тонн и внушительных размеров.
Вместе они и составят ярус в виде окружности. Потом будет еще два яруса. В этом огромном цилиндре и разместится реактор. Надписи «Я – первый!» видно не будет, но помнить ее, вернее, монтаж и установку первого блока, будут многие. Ведь прежде, чем попасть сюда, он сам и его составные проделали сложный и длинный путь. Бригада В.Я. Палия изготовляет так называемые фермочки, бригада Г.А. Пшеницкого – карты гермооблицовки. Коллектив, возглавляемый С.Н. Степченко, делает каркасы, а бригада М.И. Живоглазова монтирует каналообразователи и так далее.
Здесь существует своеобразный конвейер, на котором, из небольших конструкций монтируется солидных размеров блок. Его изготовление доверено лучшим из лучших специалистам. Е.А. Мищенко с уважением называет фамилии монтажников О.А. Цисельского, А.В. Белоуса, Ф.А. Панченко и Я. Д. Бабиля, электросварщиков Е.И. Церешко Б.П. Назара и многих других.
Это их трудом создаются такие сложные конструкции. Здесь главное условие – высокое качество работ. Ведь после монтажа блоков устранить даже самый незначительный изъян, невозможно. Люди это прекрасно понимают и все работы выполняют так, чтобы претензий никаких не было.
Как упоминалось, изготовить такую конструкцию не просто. Но и доставить ее на объект тоже довольно сложно. Многие, наверное, видели, как к главному корпусу осторожно движется длинный автопоезд, буксируемый мощным трехосным тягачем «Татра». Трал тоже изготовили в управлении собственными силами. Пришлось «повозиться» возле него бригаде Е. В. Кочубея, но зато он полностью соответствует своему названию «Витязь -100» – трал, длиной 36 метров, может перевозить сверхгабаритные грузы весом до 100 тонн.
Когда водитель «Татры» B.Я.Корчинский доставляет груз на реакторное отделение, за дело берется бригада Я.И. Мострянского. Под руководством прорабов А.В. Михеева и Н.Н. Бажитюка, которые сооружали реакторные отделения на Запорожской АЭС, монтажники П.И. Мострянский, C.В.Агафонов, Н.Н.Ковальчук и многие другие быстро и четко монтируют блоки гермооболочки.Корпус реакторного отделения растет вверх.
Фото Виктора Войковского «Энергостроитель», 5 октября 1984 г.
К отопительному сезону
Прохладные осенние дни напоминают, что пришла пора осмотреть свои резервы, оценить, сумеем ли мы без перебоев обеспечить себя теплом зимой. Работники пуско-резервной котельной рапортуют о готовности оборудования к зиме. Капитальный ремонт прошли первый, второй и третий котлы. Ремонт осуществлял старший мастер В. И. Пенков.
Доброкачественный труд ремонтников гарантирует работу сетей подогрева. Заканчивается их внутренний осмотр.
Готовы к работе сетевые насосы. Смонтирован третий насос, который получили совсем недавно. Примечательно, что в этом году в эксплуатацию будет пущен четвертый котел.
На монтажных работах отличилась хорошими показателями в труде бригада управления ТЭМ во главе с Р. И. Осипчуком. Ремонтный персонал бригады произвел реконструкцию подмывки поверхностей нагрева котлов 1,2, 3. Реконструирована мазутная конструкция форсунок. Реконструкция форсунок улучшит надежность и экономичность работы котлов, сделали запас мазута.
Совместно с польскими специалистами заканчивается ремонт теплотрассы. Она протянулась от ПРК до города.
Отопительный сезон на пороге. Жители могут спокойно ожидать прихода зимы. Об этом позаботились рабочие и служащие пуско-резервной котельной.
А. Андрущенко, старший инженер ПРК
«Энергостроитель», 12 октября 1984 г.