Ностальгия

Я первый

 Не правда ли, мы уже привыкли к таким надпи­сям. Первый дом, первый садик, магазин... Каждое такое событие, безусловно, радует, но все мы с не­терпением ждем того момента, когда вступит в действие первый реак­тор. Правда, до этого события пока еще далеко, но уже теперь здесь ве­дутся очень важные рабо­ты. Речь идет о монтаже гермооболочки.

– Наш коллектив при­ложил немало труда, по­ка мы подошли к этому очень ответственному мо­менту, – рассказывает начальник управления «Южэнергомонтаж» Евге­ний Алексеевич Мищенко. – Пришлось решить мно­жество вопросов, да и те­перь их хватает, но глав­ной цели добились –  пошел первый ярус гермо­оболочки. Теперь даже не специалисту четко пред­ставляется корпус буду­щего реакторного отделе­ния.

Действительно, это так. Вот почему кто-то с осо­бой старательностью и явно не без гордости вы­вел на белоснежном бло­ке огромные красные бук­вы «Я – первый!». Ря­дом с ним разместятся еще одиннадцать точно таких же блоков, каждый весом в тридцать тонн и внушительных размеров.

Вместе они и составят ярус в виде окружности. Потом будет еще два яру­са.  В этом огромном цилиндре и разместится реактор. Надписи «Я – первый!» видно не будет, но помнить ее, вернее, монтаж и установку первого блока, будут многие. Ведь прежде, чем попасть сюда, он сам и его составные проделали сложный и длинный путь. Бригада В.Я. Палия изготовляет так называемые фермочки, бригада Г.А. Пшеницкого – карты гермооблицовки. Коллектив, возглавляемый С.Н. Степченко, делает каркасы, а бригада М.И. Живо­глазова монтирует каналообразователи и так далее.

Здесь существует свое­образный конвейер, на ко­тором, из небольших кон­струкций монтируется со­лидных размеров блок. Его изготовление доверено лучшим из лучших спе­циалистам. Е.А. Мищен­ко с уважением называет фамилии монтажников О.А. Цисельского, А.В. Белоуса, Ф.А. Панченко и Я. Д. Бабиля, электро­сварщиков Е.И. Церешко Б.П. Назара и многих других.

Это их трудом создают­ся такие сложные кон­струкции. Здесь главное условие – высокое ка­чество работ. Ведь после монтажа блоков устра­нить даже самый незна­чительный изъян, невоз­можно.    Люди это   пре­красно понимают и все работы выполняют так, чтобы претензий ника­ких не было.

Как упоминалось, изго­товить такую конструкцию не просто. Но и доставить ее на объект тоже доволь­но сложно. Многие, на­верное, видели, как к главному корпусу осторож­но движется длинный ав­топоезд, буксируемый мощным трехосным тяга­чем «Татра». Трал тоже изготовили в управлении собственными силами. Пришлось «повозиться» возле него бригаде Е. В. Кочубея, но зато он пол­ностью соответствует сво­ему названию «Витязь -100» – трал, длиной 36 метров, может перевозить сверхгабаритные   грузы весом до 100 тонн.

Когда водитель «Татры» B.Я.Корчинский доставляет груз на реакторное отделение, за дело берется бригада Я.И. Мострянского. Под руководством прорабов А.В. Михеева и Н.Н. Бажитюка, которые сооружали реак­то­рные отделения на Запорожской АЭС, монтажники П.И.   Мострянский, C.В.Ага­фонов, Н.Н.Ковальчук и многие другие быстро и четко монтируют блоки гермооболочки.Корпус реакторного отделения растет вверх.

Фото  Виктора Войковского «Энергостроитель», 5 октября 1984 г.

К отопительному сезону

Прохладные осенние дни напоминают, что пришла пора осмотреть свои ре­зервы, оценить,   сумеем ли мы без перебоев обес­печить себя теплом зимой. Работники пуско-резервной котельной рапортуют о го­товности оборудования к зиме. Капитальный ре­монт прошли первый, вто­рой и третий котлы. Ре­монт осуществлял стар­ший мастер В. И. Пенков.

Доброкачественный труд ремонтников гарантирует работу сетей подогрева. Заканчивается их внут­ренний осмотр.

Готовы к работе сетевые насосы. Смонтирован тре­тий насос, который полу­чили совсем недавно. Примечательно, что в этом году в эксплуатацию будет пущен   четвертый котел.

На монтажных работах отличилась хорошими по­казателями в труде брига­да управления ТЭМ во главе с Р. И. Осипчуком. Ремонтный персонал бри­гады произвел реконструк­цию подмывки поверхнос­тей нагрева котлов 1,2, 3. Реконструирована мазут­ная конструкция форсунок. Реконструкция фор­сунок улучшит надеж­ность и экономичность работы котлов, сделали запас мазута.

Совместно с польскими специалистами заканчи­вается ремонт теплотрас­сы. Она протянулась от ПРК до города.

Отопительный сезон на пороге. Жители могут спокойно ожидать прихода зимы. Об этом позаботи­лись рабочие и служащие пуско-резервной котельной.

А. Андрущенко,  старший инженер ПРК

«Энергостроитель», 12 октября 1984 г.