Позитивная практика центра технической помощи блочного щита управления

Центр технической поддержки спроектирован и создан на Хмельницкой АЭС для обеспечения технической и экспертной поддержки оперативного персонала БЩУ по управлению энергоблоками АЭС во всех режимах эксплуатации.

Наличие Центров технической поддержки делает возможным использование их в качестве «штабов» для сбора группы инженерной поддержки при проведении операций во время пусков, остановов, других редко выполняемых работ, а также для оперативного анализа событий на станциях или сбора персонала, входящего в состав штаба руководителя аварийными работами на площадке ХАЭС при введении в действие «аварийного плана». Таким образом, использование Центров технической поддержки уменьшает административное давление на персонал БЩУ и позволяет им работать без дополнительной психологической нагрузки.

Технические средства, применяемые в ЦТП, представляют собой дублированную локальную вычислительную сеть (ЛВС) ЦТП, посредством оптоволоконных линий связи и шлюзов включенную в ЛВС информационно-вычислительной системы (ИВС) энергоблоков №1 и №2.

В состав локальной вычислительной сети  ЦТП входят: сервер приложений, два сервера архивирования, сетевые коммутаторы, рабочие места операторов, аналогичные расположенным на БЩУ, а также ноутбуки. Ноутбуки могут работать как в режиме предоставления технологической информации, так и в режиме высокопроизводительных офисных  персональных компьютеров. Один из сетевых коммутаторов ЛВС ЦТП расположен во внутреннем кризисном центре (ВКЦ).

Система виденаблюдения, входящая в состав ЦТП, включает видеорегистратор и камеры наблюдения, расположенные на БЩУ (3 шт.) и РЩУ (1 шт.) энергоблоков №1 и №2.

Также в составе комплекса технических средств (КТС) ЦТП имеется экран коллективного пользования (монитор с диагональю 46 дюймов), дополнительно оснащенный восьмивходовым коммутатором.

Функционирование комплекса технических средств центра технической помощи предоставляет следующие возможности:

1. Представление текущей информации по технологическим параметрам энергоблоков №1 и №2 (аналогично как на БЩУ-1, БЩУ-2) одновременно на одном рабочем месте (в одном помещении).

2. Ведение архива технологической информации – 90 суток по каждому энергоблоку.

3. Документирование значений технологических параметров в табличном и графическом виде из архива, хранящегося на серверах архивирования ЦТП.

4. Просмотр и анализ алгоритмов подсистем ИВС энергоблоков №1 и №2 «Расчет неизмеряемых параметров», «Контроль защит и блокировок», «Контроль параметров безопасности» и др.

5. Организация рабочих мест, аналогичных расположенным в ЦТП, во внутреннем кризисном центре (кроме системы видеонаблюдения) при уровне г-фона в ЦТП, превышающем допустимый.

6. Видеонаблюдение за действиями оперативного персонала в режиме реального времени.

7. Ведение видеоархива глубиной не менее 7 суток, с возможностью копирования, хранения и просмотра отдельных фрагментов на мониторе персонального компьютера, используя сменный носитель информации.

8. Использование экрана коллективного пользования для сов­местного обсуждения проблемных вопросов (имеется возможность отображения на нем технологической информации энергоблоков или информации, идентичной отображаемой на мониторах рабочих мест главного технолога или главных специалистов службы главного технолога (СГТ).

Технологическая информация, доступная в ЦТП, позволяет:

- анализировать события на энергоблоках с целью оперативного выявления первопричин аномалий (причин появления событий, свидетельствующих о нарушениях в технологических режимах и оборудовании) и оценивать правильность реакции системы контроля и управления на возникшее нарушение в технологическом процессе либо оборудовании;

- анализировать состояние оборудования энергоблоков с целью раннего обнаружения нарушений и оперативного предотвращения развития данных нарушений до срабатывания аварийных защит;

- анализировать состояние оборудования энергоблоков в аварийной ситуации с целью стабилизации режима, минимизации аварийных последствий;

- формировать рекомендации и советы оперативному персоналу с целью предотвращения неправильных действий на объект или оптимизации эффективных воздействий;

- определять действия, которые уменьшат степень ущерба для АЭС, для оценки состояния энергоблоков в ходе восстановительных работ и обеспечения контроля ситуации.

Использование возможностей предоставляемых ЦТП обеспечивает инженерно-техническую поддержку оперативного персонала АЭС:

- при технически сложных операциях или испытаниях, проводимых впервые или редко, которые могут привести к нарушению нормальных условий эксплуатации;

- при возникновении или опасности возникновения аварий, а  также других опасных событий на атомной электростанции (стихийные бедствия, диверсии, пожары, аварийные ситуации с ядерным топливом, другие события, влияющие на безопасность или надежность АЭС);

- по предотвращению возникновения нарушений пределов и условий безопасной эксплуатации и развития проектных аварий;

- по управлению аварией с целью предотвращения перерастания проектной аварии в запроектную;

- по восстановлению стабильного состояния реакторной установки, нарушенных функций и барьеров безопасности;

- по контролю за ведением технологического режима и выдачу рекомендаций по его оптимизации при нормальной эксплуатации.

Сергей  Мошанов,

ведущий инженер АСУ ТП