Пусть это никогда не повторится

Чернобыль 1986 года остается в памяти украинцев как величайшая трагическая страница в истории государства. Тысячи и тысячи наших земляков так или иначе зацепило крылом беды. В первые дни мая того печального года в трудовых коллективах строящейся Хмельницкой АЭС начался  сбор и перечис­ление средств в фонд по­мощи населению, постра­давшему во время аварии. Бригада крановщиков и слесарей главного корпуса управления «Южэнергомонтаж» (бригадир М. В. Ненашев, профгрупорг А. А. Василюк) на общем собрании решила перечис­лить свой двухдневный за­работок в сумме 440 рублей в фонд ликвидации пос­ледствий аварии.

Коллективы управле­ния «Электроюжмонтаж»  провели серию субботников.

Первый такой суббо­тник провели 17 мая кол­лективы аппарата управле­ния и вспомогательных служб. Рабочие всех це­хов и участков управления на общем собрании еди­нодушно решили перечис­лить премию за III-IV квартал 1986 года в сум­ме 7 тысяч рублей в фонд ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Инже­нерно-технические работ­ники управления перечис­лили в этот фонд двухд­невный заработок.

Решение открытого партийного собрания Константиновского монтажно­го участка ТЭМ было еди­нодушным - авансовую премию по сдаточным объектам первого энерго­блока Хмельницкой АЭС перечислить в фонд помо­щи потерпевшим во время аварии Чернобыльской АЭС. Среди первых, кто поддержал решение соб­рания, бригады В. Т. Малыхина, Г. Ф. Марадурина, П. Г. Лобайко, А. Ф. Данилова, М. К. Ротаря и многие другие. Авансовая пре­мия в размере около 4 тысяч рублей была переадре­сована пострадавшим. Кро­ме того, работники Константиновского участка, а их насчитывается 250 че­ловек, перечисляют туда же однодневный зарабо­ток - по 10-20 рублей каждый.

Водители - одни из тех, чью помощь в рабо­тах по ликвидации послед­ствий аварии на ЧАЭС трудно переоценить. Первая команда о ко­мандировках поступила 30 апреля. В этот же день два новых бетоносмесите­ля поспешили туда, где их ждала обычная и вмес­те с тем необычная рабо­та. За рулем одного был Василий Шевчук, другого­ - Владимир Мацун. Тогда еще они, как и все, знали о случившемся по наслышке. Но уже через несколько часов осознали, что все намного серьезнее предполагаемого.

- О том, что нас постигла не­бывалая беда, догадаться было нетрудно. На пер­вых порах нередко чувст­вовалась неорганизован­ность, непродуманность. Люди еще не отошли от шока. А о нашей готовности к такой беде и го­ворить  не  приходится, - писал тогда на страницах газеты «Энергостроитель» Владимир Мацун.

Нельзя не сказать об одном обстоятельстве, которое сыграло важную роль. Большинство автотранспортных организаций отправляло в Чернобыль автомашины далеко не лучшие. За считанные дни они разваливались, води­тели часто возились с ремонтом. А транспорт из Нетешина оказался самым надежным.  Более 20 автомобилей ос­тались в зоне от­чуждения.

На счету Владимира Никоновича Черняка 125 черно­быльских суток. Среди «долгожите­лей» вахты на ЧАЭС был Б. П. Шатковский, который отработал в зо­не 135 суток.

Василий Иванович Яцюк с сыном Иваном работали на автокранах при уклад­ке трубопровода к четвертому энергоблоку. Еще один машинист автокрана СМК-10 А. В. Землянский также выполнял подобные работы начиная с 10 мая. Люди оказались прочнее стали.

В числе первых в Чернобыль отправились и пожарные. Один из них, полковник в отставке Владимир Петрович Пилипюк и доныне трудится на ХАЭС инструктором отдела подготовки персонала, предупреждая работников о страшной силе неконтролируемого огня. К сожалению ушел из жизни полковник, а в то время лейтенат внутренней службы Сергей Климчук. В  Чернобыль он попал в числе добровольцев пожарно-технического училища. Группу из 10 добро­вольцев возглавил 30-лет­ний капитан­ Михаил Судницын. Про­летая над 30-километровой зоной, ребята с волнением наблюдали                 за мертвыми селами, жутковато смотрелись пустые дворы, деревья с плодами.               

Сереже Климчуку и его напарнику Ильюку доста­лась самая засоренная площадка на крыше разрушеного сооружения. Разошлись с одной точки в разные сто­роны, чтобы не мешать друг другу. Им попадались и 100-килограммовые об­ломки,  и  маленькие.

Ког­да завыла сирена, Сережа, забыв об опасности, пос­мотрел в искаженную пасть реактора и запом­нил ее на всю жизнь.

Сергей Климчук был наг­ражден медалью «За отва­гу  на  пожаре».

 В списке чернобыльцев Хмельницкой АЭС более 270 человек. Хочется, чтобы этот список больше никогда не пополнялся.

Виктор Гусаров