Пусть это никогда не повторится
Чернобыль 1986 года остается в памяти украинцев как величайшая трагическая страница в истории государства. Тысячи и тысячи наших земляков так или иначе зацепило крылом беды. В первые дни мая того печального года в трудовых коллективах строящейся Хмельницкой АЭС начался сбор и перечисление средств в фонд помощи населению, пострадавшему во время аварии. Бригада крановщиков и слесарей главного корпуса управления «Южэнергомонтаж» (бригадир М. В. Ненашев, профгрупорг А. А. Василюк) на общем собрании решила перечислить свой двухдневный заработок в сумме 440 рублей в фонд ликвидации последствий аварии.
Коллективы управления «Электроюжмонтаж» провели серию субботников.
Первый такой субботник провели 17 мая коллективы аппарата управления и вспомогательных служб. Рабочие всех цехов и участков управления на общем собрании единодушно решили перечислить премию за III-IV квартал 1986 года в сумме 7 тысяч рублей в фонд ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Инженерно-технические работники управления перечислили в этот фонд двухдневный заработок.
Решение открытого партийного собрания Константиновского монтажного участка ТЭМ было единодушным - авансовую премию по сдаточным объектам первого энергоблока Хмельницкой АЭС перечислить в фонд помощи потерпевшим во время аварии Чернобыльской АЭС. Среди первых, кто поддержал решение собрания, бригады В. Т. Малыхина, Г. Ф. Марадурина, П. Г. Лобайко, А. Ф. Данилова, М. К. Ротаря и многие другие. Авансовая премия в размере около 4 тысяч рублей была переадресована пострадавшим. Кроме того, работники Константиновского участка, а их насчитывается 250 человек, перечисляют туда же однодневный заработок - по 10-20 рублей каждый.
Водители - одни из тех, чью помощь в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС трудно переоценить. Первая команда о командировках поступила 30 апреля. В этот же день два новых бетоносмесителя поспешили туда, где их ждала обычная и вместе с тем необычная работа. За рулем одного был Василий Шевчук, другого - Владимир Мацун. Тогда еще они, как и все, знали о случившемся по наслышке. Но уже через несколько часов осознали, что все намного серьезнее предполагаемого.
- О том, что нас постигла небывалая беда, догадаться было нетрудно. На первых порах нередко чувствовалась неорганизованность, непродуманность. Люди еще не отошли от шока. А о нашей готовности к такой беде и говорить не приходится, - писал тогда на страницах газеты «Энергостроитель» Владимир Мацун.
Нельзя не сказать об одном обстоятельстве, которое сыграло важную роль. Большинство автотранспортных организаций отправляло в Чернобыль автомашины далеко не лучшие. За считанные дни они разваливались, водители часто возились с ремонтом. А транспорт из Нетешина оказался самым надежным. Более 20 автомобилей остались в зоне отчуждения.
На счету Владимира Никоновича Черняка 125 чернобыльских суток. Среди «долгожителей» вахты на ЧАЭС был Б. П. Шатковский, который отработал в зоне 135 суток.
Василий Иванович Яцюк с сыном Иваном работали на автокранах при укладке трубопровода к четвертому энергоблоку. Еще один машинист автокрана СМК-10 А. В. Землянский также выполнял подобные работы начиная с 10 мая. Люди оказались прочнее стали.
В числе первых в Чернобыль отправились и пожарные. Один из них, полковник в отставке Владимир Петрович Пилипюк и доныне трудится на ХАЭС инструктором отдела подготовки персонала, предупреждая работников о страшной силе неконтролируемого огня. К сожалению ушел из жизни полковник, а в то время лейтенат внутренней службы Сергей Климчук. В Чернобыль он попал в числе добровольцев пожарно-технического училища. Группу из 10 добровольцев возглавил 30-летний капитан Михаил Судницын. Пролетая над 30-километровой зоной, ребята с волнением наблюдали за мертвыми селами, жутковато смотрелись пустые дворы, деревья с плодами.
Сереже Климчуку и его напарнику Ильюку досталась самая засоренная площадка на крыше разрушеного сооружения. Разошлись с одной точки в разные стороны, чтобы не мешать друг другу. Им попадались и 100-килограммовые обломки, и маленькие.
Когда завыла сирена, Сережа, забыв об опасности, посмотрел в искаженную пасть реактора и запомнил ее на всю жизнь.
Сергей Климчук был награжден медалью «За отвагу на пожаре».
В списке чернобыльцев Хмельницкой АЭС более 270 человек. Хочется, чтобы этот список больше никогда не пополнялся.
Виктор Гусаров