24 ноября утром завершена загрузка ядерного топлива

В настоящее время ве­дется подготовка к гидравлическим испыта­ниям реактора.

Для этой операции понадобилось восемь дней. Во вторник, ког­да не было еще и семи часов утра, рабочие с помощью перегрузоч­ной машины закончили загружать ядерное то­пливо в реактор пер­вого энергоблока.

Следует отдать дол­жное коллективу уча­стка   транспортно-тех­нологического обору­дования (начальник участка Владимир Ива­нович Тимохин, мастер Арсен Арсенович Чер­нюк). Не остались без­участными и инженер­ные работники отдела ядерной безопасности и надежности (руково­дитель старший инже­нер Владимир Влади­мирович Михляев)   и коллектив участка ав­томатического    беспе­ребойного питания электроцеха.

Сейчас ответствен­ная задача у коллек­тива участка транс­портно-техно­логичес­кого оборудования - в недельный срок под­готовить реактор под гидравлические испы­тания. Проводится про­бное давление всех сис­тем первого контура.

В процессе сборки реактора в суточный срок участку приводов систем управления и защиты реактора не­обходимо установить привода и обеспечить гидравлику чехлов СУЗ (начальник учас­тка Александр Ивано­вич Страмужевский).

Газета «Энергостроитель» №48, 27 ноября 1986 года 

Работа в историческом контексте

Рабочие журналы в числе самых важных документов на Хмельницкой АЭС. Некоторые записи с течением времени обретают историческую значимость. К примеру, 16 ноября 1987 года всю ночь в реакторном отделении подготавливали инструменты и устраняли дефекты в зоне загрузки ядерного топлива. «В 15 часов 12 минут поступило распоряжение к загрузке зоны А. В 15.20.- приступил к загрузке зоны А. 16.01 – произведена установка первой ТВС в реактор ХАС (именно таковой была аббревиатура станции,-авт.). ПМ (перегрузмашина) работает нормально, машина передается по смене в действующем режиме . Смену сдал Михаил Злобин, принял Александр Ширяев».

Мы говорим о том историческом  моменте с экс-мастером 1 группы участка по топливу и реактору Валентином Годневым. Он был в числе операторов перегрузмашины ровно 25 лет назад.

- Ничего героического, думаю, в этом не было, - размышляет собеседник. – Лично я до этого на Чернобыльской АЭС практически в ежесменном режиме производил замену ядерного топлива, причем на действующем реакторе, - там иная технология по сравнению с реакторами ВВЭР.

Можно проследить по журналу, что работа была ответственная, но достаточно будничная. К примеру, 17 ноября. «22.15. Наехал на чехол, ячейка 92/115 для выгрузки ТВС, на отметке 6123 отключился автоматический режим по нагрузке. В нормальном режиме тоже выбивает, по нагрузке вверх-вниз идет нормально. На дисплее запись: неработоспособен привод моста, снять чехол не удалось. Вызвали дежурного электрика Ятчука и доложили НСС (начальнику смены станции). 22.30.- ПМ на чехле, сцеплена с ТВС 92/115, отметка 6094. 24.00.- Смену сдал. В.Годнев. Смену принял А.Котлеренко».

Естественно, - рассказывает далее Валентин Александрович, - кому положено исправляли дефекты, устраняли недоделки. Все, как обычно на производстве, с тем отличием, что  на ХАЭС производилось впервые.  Уже 18 ноября я заступил с 7.30 до 15.30 на очередную смену.

Журнал свидетельствует: «Операторы Годнев, Злобин. ПМ в работе на УГ. Загрузили ТВС. Выехали на ячейку 03/26. 7 часов 40 минут. Прекратили загрузку по команде НСС (неясность с показаниями приборов). 7.55. По указанию А.Кирина продолжили загрузку ТВС в аппарат. 8.15 - Загружена 26 ТВС. 14.48. - Выполнили десять пунктов программы по загрузке реактора ТВС. 35 штук ТВС загружено. 15.20 - Выехали на ячейку БВ 46/106, выгрузка для осмотра ТВС. Смену сдал. В.Годнев, смену принял А.Петров».

- Я был сменщиком товарищей, которые завершили полную загрузку топлива в реактор. Оператор Александр Ширяев в журнале написал крупными буквами. «24 ноября. Завершили загрузку ТВС в 6 часов 38 минут. Ячейка 01/28. Аппарат МП работает нормально».

 - В 7.30 смену принял я. Естественно, на этом работа не заканчивается, и необходимо проделать множество ответственных операций по установке различных приспособлений, выгрузке оборудования, участвовавшего в процессе подготовки к загрузке ТВС. Конечно, помню многие детали той работы, тем более, что она повторяется в последующих перезагрузках топлива.

Мой собеседник с большим уважением отозвался о тех, кто начинал топливные кампании и стоял плечо-к-плечу в деле. Среди них Сергей Трохин, Александр Ширяев, Михаил Злобин. К сожалению, ушли в иной мир Александр Котляренко, Анатолий Петров.

 Валентин Александрович накануне 25-летия блока «уволился в запас» - приобрел статус пенсионера. Нисколько не жалеет, что всю жизнь был связан, кроме молодых лет, с атомной энергетикой.

«Там где речка, речка Бирюза, ломая лед, шумит-поет на голоса» он родился. Если точно, то в в деревне Суетиха Тайшетского района Краснодарского края.  Люди того поколения четко обозначали свои ориентиры в жизни. После школы он учился на автослесаря в Ключинском ЛЗУ, а затем был призван в пограничные войска. Побегал по заставам в составе маневренной группы, познал тяготы и лишения военной службы.

Затем учился в техникуме, после окончания которого направлен на Чернобыльскую АЭС. Там с 1976 года до момента трагедии выполнял работу, о которой в некоторых деталях можно судить из рассказанного выше. Дальше – Хмельницкая АЭС.  Сначала оператор перегрузмашины, а потом мастер 1 группы на участке по топливу и реактору.

Очень ответственной была работа и перед пуском второго энергоблока ХАЭС, ведь реакторная установка и все оборудование простояло без действия полтора десятилетия. Металл не любит простоя.

В атомной энергетике сконцентрировались все свершения и заслуги Валентина Александровича. Он «Почетный работник ХАЭС» и  «Отличник атомной энергетики», «Заслуженный работник атомной энергетики ГП НАЭК «Энергоатом». У него есть воспитанники в коллективе, которые и продолжат дело.

Виктор Гусаров

Фото Александра Шустерука