Наш собеседник, вице-президент НАЭК “Энергоатом”, Владимир Александрович Коровкин - человек легендарный. 50 лет в атомной энергетике. Таким показателем могут похвастаться единицы. А если учесть, что более 28 лет он находился у руля Ровенской атомной электростанции, то равнозначной ему фигуры в Украине нет. Он почетный энергетик СССР, заслуженный энергетик Украины. Награжден орденами Дружбы народов, Октябрьской революции, “За заслуги” III степени и отмечен множеством других знаков отличия. Встретиться и не поговорить с таким человеком, учитывая, что ему доверено кураторство двух строящихся в Украине энергоблоков, грешно. Именно с вопроса, верит ли Владимир Александрович в скорое завершение строительства 2-го Хмельницкого и 4-го Ровенского энергоблоков, начали мы наш разговор.

- Если бы перспективы и  веры в успешный исход дела не было, я бы наотрез отказался от кураторства программы достройки названных энергоблоков. Я думаю, что в конце концов решится вопрос с российским кредитом на 44 миллиона долларов: это деньги на оборудование.  Кроме этого обещана еще поставка топлива. Ожидаем кредит ЕБРР. Наконец, нужно быстрее утверждать технико-экономический расчет в Кабмине, который  позволит нам произвести, как это уже было раньше,  надбавку, обеспечивающую пуски энергоблоков  в 2004 году. Чтобы успешно завершить работу, нам нужно около 1 миллиарда 300 гривен на каждый энергоблок.

-  Владимир Александрович, а как же тогда понимать снижение тарифа на произведенную атомную электроэнергию? Как-то не вяжется это решение с поставленными задачами.

- Снижение тарифа имеет негативную окраску. Для того, чтобы это был менее болезненный процесс, нужно утвердить документ о достройке энергоблоков. Считаю, что до конца текущего месяца появление такого документа вполне реально.

- Вы говорите о  экономической сто­­роне вопроса. Но существует и другая сторона медали.  К примеру, “зе­леные” настаивают уже и через суд  о  неправомерности  достройки  Х-2/Р-4.

- Это от лукавого. У нас, во-первых, есть проект, который прошел все экспертизы старого Союза. Во-вторых, практически отданы экспертные заключения организации охраны окружающей среды о воздействии на природу и, наконец, все нормативы нами соблюдены, везде получены соответствующие заключения. Блоки на порядок выше по достигнутым в энергетике показателям от им подобных. Поэтому мое личное мнение, что судебный процесс - это заказная акция, направленная не на благо государства. Посмотрим, в каком состоянии находится традиционная энергетика. Это тепловые блоки шестидесятых годов, изъеденные серой, со стопроцентным износом оборудования. Они требуют восстановления. Но какого? Ведь нужно привести их к нормативам, существующим сегодня. Это значит произвести очистку газов, различных взвесей, серы. Не секрет, что стоимость произведенной атомной электроэнергии намного дешевле тепловой. С другой стороны, если построить новый атомный энергоблок,  это  будет стоить 2-2,5 млрд. долларов. Не берусь утверждать точно, но  подобный энергоблок-миллионник на тепловой электростанции мало чем уступит по цене. То есть, похоронить наши энергоблоки Х-2/Р-4 высокой степени готовности сверх неразумно.

А потом, мы сейчас делаем ставку по схемам АСУ ТП на отечественных производителей. Причем, эти системы управления и контроля радиационной обстановки имеют прекрасные показатели. Производитель настроился на их выпуск. Мы не можем потерять эти высококвалифицированные коллективы.

У соседей в России строительство атомных электростанций идет полным ходом: Калининская, Курская, Ростовская, Балаковская АЭС развиваются. Если мы не будем у себя строить, то потеряем не только строителей и монтажников, но и эксплуатационный персонал. Смотрите, кто пускал Ростовскую АЭС? Это же на 70 процентов работники украинских атомных электростанций. Мы не имеем права потерять весь наш потенциал.

- Вы полвека в строю. Причем большую половину этого срока - в атомной энергетике Украины. Вспомните наиболее важную веху в вашей жизни.

- Вспоминать можно бесконечно. Мы (Ровенская АЭС) единственная станция, которая была передана из министерства энергетики и атомной промышленности под эгиду чистой энергетики Украины. И мы выдержали это испытание.

Нам осталось только пожелать собеседнику здоровья и осуществления замыслов, что мы с радостью и сделали.