Гибридная война. Почему украинские политики не готовы на разрыв экономических отношений с РФ
Валерий Калныш, специально для РБК-Украина
1 сентября 1939 года началась Вторая Мировая война. Германские войска вторглись в Польшу, и это стало последней каплей для Великобритании и Франции, заставившей их перейти в состояние войны. До этого великие страны тешили себя иллюзией мира и спокойно реагировали на оккупацию Судетской области и раздел Чехословакии. Премьер-министр Великобритании Невелл Чемберлен, за год до того как его страна вступила в войну, трижды встречался с Адольфом Гитлером. "Я привез вам мир", - сказал Чемберлен встречающим его на аэродроме, показав Мюнхенский договор, участниками которого стали Великобритания, Франция, Италия, Германия. Но война, как мы теперь знаем, была неизбежна.
Вошли в историю
Спустя всего три дня после вступления в войну британский парламент, проведя три чтения, принимает один закон. Еще два дня потребовалось на то, чтобы его одобрил король Георг VI. Сейчас этот закон мы бы назвали экономическими санкциями. Тогда он назывался "Trading with the Enemy Act" - закон "Торговля с врагом". В 1941 году, после Перл-Харбора, такой же документ был принят и в США. Его нормы предельно просты. За торговлю со страной-агрессором предусматривался семилетний тюремный срок, штраф в пользу британской казны и конфискация имущества.
Этот закон периодически нарушался. Пожалуй, самое известное пренебрежение его нормами продемонстрировала американская компания Standart Oil, которая поставляла топливо для немецких подводных лодок. Германия взамен, помимо денег, обязалась не торпедировать их нефтяные танкеры.
Но вернемся к Англии. Три дня - 3, 4, 5 сентября - потребовалось стране, чтобы выработать торговые правила в отношениях со своим врагом. Украинским властям для этого недостаточно и месяцев.
Наши дни
"Для усиления давления на Россию, СНБО одобрил решение об обязательном применении на территории Украины санкций, введенных странами ЕС, Швейцарской конфедерацией, США и странами Большой Семерки относительно РФ и внес предложение относительно их усиления". Это выдержка из сообщения, распространенного по итогам заседания Совбеза, состоявшегося 25 января. Больше о содержании санкций, сферах их применения, персональные ли это санкции или секторальные, или те и другие вместе - пока неизвестно.
"Непонятно вообще, о каких санкциях шла речь на заседании СНБО, - признался высокопоставленный источник из фракции "Блока Петра Порошенко". - Сейчас это для Украины самый чувствительный вопрос. Многие не хотят терять деньги".
Следует сказать, что Кабинет министров еще в сентябре, после того как Рада приняла закон о санкциях, направил в СНБО закрытый перечень компаний и лиц, в отношении которых предлагалось ввести ограничения. Тогда было известно, что в нем 209 юридических лиц и более 1 тыс. физлиц. Возможно, именно этот пакет был одобрен Совбезом?
"Мы точно не знаем, - признался источник в окружении премьер-министра. - Тот пакет был нашим предложением Совбезу, но какие позиции они выбрали - неизвестно. С другой стороны, если мы говорим о персональных санкциях, то о них вообще может быть не объявлено, а о том, что они начали действовать, человек может узнать только, если решит пересечь нашу границу".
Давайте вспомним, какие санкции ввел западный мир в отношении России. Перечень их настолько широк, что только их перечисление заняло бы несколько страниц. Условно их можно разделить на персональные, военные и экономические. В частности, США заморозили активы ряда чиновников, в том числе, председателя Совета федераций РФ Валентины Матвиенко и советника президента РФ Дмитрия Рогозина; ЕС составил список, в который вошли более 30 российских чиновников и военных, в частности, руководитель агентства "Россия сегодня" Дмитрий Киселев - всем им запрещен въезд в страны Евросоюза.
В военной сфере Евросоюз свернул свое сотрудничество с рядом оборонных предприятий и концернов, в частности с "Сирусом", куда входят концерн "Калашников" и НПО "Высокоточные комплексы". США прекратили отношения с "Рособоронэкспортом".
Под удар попали российские предприятия ТЭК - "Роснефть", "Газпромнефть" и "Транснефть". Ужесточены отношения с лидерами российского банковского сектора - Сбербанком, ВТБ, Газпромбанком, ВЭБ и Россельхозбанком - им запрещено выдавать кредиты более чем на 30 дней, а также приобретать их акции и облигации. Странам ЕС запрещено вкладывать инвестиции в Крым и Севастополь.
Теперь этих правил, судя по заявлению СНБО, будем придерживаться и мы.
Кто угодно, но только не мы
Было внутреннее ощущение - впоследствии оно оказалось ошибочным - что вопрос санкций может быть рассмотрен на экстренном заседании парламента 27 января. Слово "санкции" там есть. Но заградительные меры вводим не мы. Украина, в очередной раз, попросила мировое сообщество как говорится в заявлении парламента, "усилить давление на Российскую Федерацию, в том числе путем введения новых секторальных ограничительных мероприятий (санкций)". А сами когда?
Торговые отношения между странами продолжаются. Так, по данным российской Федеральной службы государственной статистики за период январь-октябрь 2014 года товарооборот составил почти 25 млрд долл. Для сравнения - за такой же период 2013 года он был 32 млрд долл.
Согласно данным посольства Украины в России, в первом квартале прошлого года структура экспорта распределялась следующим образом:
Структура общего экспорта в Российскую Федерацию
(млн долл. США)
(Источник http://russia.mfa.gov.ua/ru/ukraine-ru/trade).
Большую часть товаров поставляют предприятия, которые находятся в частных руках, то есть, у олигархов. Задайте себе вопрос - готовы ли они прекратить сотрудничество с РФ? А потом спросите себя - может ли олигарх договориться с властью не мешать ему работать, и что он может предложить взамен?
Стоит признать, что мы не будем вводить санкции в отношении России. Думаю, никогда. Да, мы готовы присоединиться к тем санкциям, которые не требуют от нас серьезных финансовых потерь. Например, к запрету поставок оборудование "для разведки и добычи нефти на глубине более 150 м на морском шельфе за Полярным кругом" или для "проектов, которые потенциально могут использоваться для разведки и добычи сланцевой нефти путем гидроразрыва".
Для нас выбор прост - мы выбираем не те санкции, которые навредят или ослабят Россию, а те, которые не навредят и не ослабят нас. США и ЕС преследуют другие цели - ослабить РФ в тех сферах, где россияне представляют конкуренцию для американских или европейских компаний.
Мало кто знает, но в одном из вариантов заявления Верховной Рады от 27 января был пункт о том, чтобы просить мировое сообщество отключить Россию от системы SWIFT. Но потом от этого пункта решили отказаться. На депутатов не повлияло даже то, что после заседания Совбеза пресс-служба Президента разместила в сети Twitter запись от имени Петра Порошенко: "Приєднання України до санкцій проти Росії - тільки початок. Подальші кроки пропрацьовуються нами зі світовою спільнотою", снабдив его игривым хэштэгом -#BanRussiafromSWIFT.
Секретарь парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Иван Винник признал, что "мы не хотим ограничивать санкции конкретными предложениями". Но это не единственная причина отказа от санкций. Российский премьер Медведев, когда только начала обсуждаться тема отключения росбанков от глобальной банковской системы проведения платежей, начал угрожать, что РФ будет оказывать давление не только экономическими методами (можно подумать, сейчас Украина страдает именно от таких методов).
К слову, идею блокировать российские банки, работающие в Украине, не поддерживают и в правительстве. Там это объясняют тем фактом, что слишком много украинских вкладчиков в этих банках...