По данным Всемирной ядерной организации, Украина занимает одно из лидирующих мест среди крупнейших производителей электроэнергии, полученной на АЭС. Ежегодно отечественные атомные станции производят более 13 МВт, а доля ядерной электроэнергии составляет почти 50%. По последнему показателю Украина ближе всего к Словакии, где доля ядерной электроэнергии в 2008-м достигала более 55%.

По большому счету в области ядерной энергетики Украина перегнала Словакию еще в 2004-м, когда эта европейская страна вступала в Евросоюз. Дело в том, что власти ЕС настояли на закрытии самой мощной из двух словацких АЭС - станции в Богунице. Причем построенная в 1970-х годах станция даже не была оборудована энергоблоками той же системы - РБМК, что и печально известная Чернобыльская АЭС. Тем не менее четыре реактора ВВЭР Богуницкой АЭС были объявлены властями объединенной Европы «не соответствующими техническим нормам, опасными для экологии и жизни людей». Многие эксперты уверены в том, что, настаивая на закрытии атомных станций, власти Евросоюза ориентируются на общественное мнение, а не на технические данные о реальной безопасности.

Другие считают, что в основе запретов лежат большие деньги: в конце концов Словакии разрешили сохранить в строю два реактора того же типа на АЭС в Моховце - правда, после того как страна потратила сотни миллионов евро на модернизацию систем безопасности, выполненную западноевропейскими фирмами. Последний реактор на Богуницкой АЭС был заглушен 31 декабря 2008 года. Буквально на следующий день Россия сообщила о сокращении поставок газа в Европу через Украину, а 7 января 2009-го задвижки Газпрома были полностью закрыты. Отсутствие помощи от других стран ЕС после использования 15-дневного резерва топлива могло означать для Словакии крах энергосистемы, поскольку 98% потребляемого газа поставлялось из России. 12 января правительство страны приняло решение снова запустить один из реакторов в Богунице, доведя долю «атомной» электроэнергии в энергобалансе примерно до 40%.

В отличие от Словакии, в Украине дела с атомной энергетикой обстоят значительно лучше: в стране работают 15 энергоблоков, ни один из которых не был закрыт со времен вывода из эксплуатации ЧАЭС. Как показало время, эта политика оказалась совершенно правильной. В конце концов после роста цен на нефть и газ, а также холодной зимы 2008–2009 гг. 15 из 27 стран Евросоюза разморозили собственные атомные программы.