Об этом заявил профессор Иркутского государственного университета Николай Душутин, автор нескольких учебных пособий и книг по ядерной энергетике, долгое время проработавший в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне.

"Реакторы "Фукусимы" были пущены в эксплуатацию в самом начале 70-х годов прошлого века. В основе их конструкции - одноконтурная схема. То есть, грубо говоря, реактор - это огромный резервуар с водой, куда опускаются ядерные топливные элементы. Идущая в них управляемая ядерная реакция превращает воду в пар, который затем проходит через турбину для выработки электроэнергии. Таким образом, в отличие от конструкций большинства современных промышленных ядерных силовых установок, на "Фукусиме" в зоне так называемой "контролируемой радиоактивности" находится не только реактор, но и машинный зал и сама турбина - вода и пар при одноконтурной схеме становятся радиоактивными. Отсюда и все проблемы с радиацией при нарушении работы системы охлаждения реактора, другого вспомогательного оборудования. Поэтому и был эвакуирован персонал станции - скорее всего нарушена герметичность различных систем, водоводов и радиация проникла во многие рабочие помещения станции", - пояснил Николай Душутин.

По его мнению, управляемая ядерная реакция в топливных элементах, скорее всего, заглушена, но остаются продукты распада, радиоактивность которых и нагревает топливные стержни. Именно поэтому отработанное ядерное топливо требует особых технологий хранения и не может считаться безопасным, пока в нем не затухли остаточные ядерные процессы. На японской АЭС, при землетрясении была нарушена работа системы охлаждения, возникли проблемы и с бассейном для хранения отработанных топливных элементов.

Николай Душутин подтвердил, что самая большая опасность сейчас - это спекание ядерного топлива и некотролируемые ядерные процессы в нем. Но, в этом случае, проблемные топливные элементы упадут на дно резервуара, материал которого конечно не выдержит высокой температуры, что станет причиной разрушения оболочки самого реактора с разливом нескольких тысяч тонн радиоактивной воды, и конструкций станции.

"Главное - не допустить разрушения защитного контура реактора и удержать ситуацию с охлаждением топливных элементов под контролем", - отметил профессор Душутин и подчеркнул, что даже если это произойдет, последствия такого неблагоприятного развития событий будут иметь сугубо локальный характер, а существующие технологии позволяют быстро минимизировать нанесенный аварией ущерб.

Комментируя постоянные сообщения о взрывах водорода над энергоблоками и хранилищем отработанного топлива на "Фукусиме", Николай Константинович пояснил, что в нынешней ситуации это прогнозируемо и не приведет к тем апокалиптическим последствиям, о которых иногда рассуждает пресса.

"Водород сейчас образовывается из водяного пара под действием усилившейся радиации, которая разлагает молекулы воды на составляющие элементы. Естественно, персонал станции в аварийном порядке его стравливает из реактора. Но при высоких концентрациях этот самый легкий газ во Вселенной, смешиваясь с кислородом и воздухом, взрывается при малейшей искре. Кстати, именно водород взорвался на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Взрыв произошел под крышкой реактора четвертого энергоблока и поэтому в атмосферу попало несколько десятков тонн продуктов горения ядерного топлива.

На "Фукусиме" ситуация иная - водород взрывается над реактором и единственная опасность, которую представляют такие взрывы - это угроза жизни людей, там работающих, и повреждение оборудования станции. Как правило, в таких случаях, в атмосферу попадают некоторые легкие радиоактивные элементы, но они быстро рассеиваются. Это как раз и объясняет тот факт, что периодически после взрывов водорода резко повышается уровень радиации на АЭС, а затем также резко падает. Но тяжелые радиоактивные элементы, которые при чернобыльской катастрофе попали в атмосферу и привели к радиоактивному загрязнению громадных территорий, в данном случае остаются в реакторе японской АЭС и представляют опасность только в случае спекания ядерного топлива", - пояснил профессор Душутин.

baikal24.ru