Знать, чтобы совершенствоваться

Начальник отдела подготовки оперативного персонала УТЦ Хмельницкой АЭС В. Ю. Тарыкин с 5 по 12 июня принимал  участие в миссии технической поддержки Московского Центра ВАО АЭС на Словацкой АЭС «Моховце»  в г. Нитра. По окончании миссии в адрес руководства Хмельницкой АЭС пришло благодарственное письмо, в котором отмечается активное участие Вадима Юриевича в мероприятии, ценные наблюдения и предложения, высказанные специалистом в ходе посещения АЭС «Моховце».  Мы воспользовались случаем чтобы пообщаться с Вадимом Юриевичем.

- Цель вашей поездки - участие в работе команды миссии технической поддержки МЦ ВАО АЭС на АЭС «Моховце» по тематике «Подготовка оперативного персонала». Кто еще принимал участие в этом мероприятии?

- От Украины я. Андрей Носов  - от Московского Центра ВАО АЭС. Майк Пауэл и Питер Спарран  представляли АЭС «Пало Верде» Соединенных Штатов Америки. Принимающая сторона: Марианн Фелис – руководитель эксплуатации, Людовит Канас – инженер управления безопасностью (оба АЭС «Моховце»), Александр Тос – директор по обучению персонала (Slovenske Elektrarne) и Душан Данач – специалист по подготовке персонала (АЭС «Богунице»).

Главная цель миссии - изучение опыта в области подготовки оперативного персонала в США и в Украине для применения на словацких АЭС.

В ходе работы миссии мы  рассмотрели   вопросы роли руководства в учебном процессе; места учебной организации в структуре АЭС; начальной  подготовки и поддержания квалификации лицензированного и нелицензированного оперативного персонала, лицензированного персонала, связанного с обращением с ядерным топливом. Мы оценивали проведение тренажерного занятия смены БЩУ на ПМТ, расписание ежегодного поддержания квалификации оперативного персонала, примеры занятий в классе, учебные процедуры, связанные с обучением оперативного персонала, учебные модули и специальное обучение оперативного персонала, практические модули поддержания квалификации оперативного персонала.

- Несколько слов о самой станции.

- Мы имели возможность увидеть АЭС «Моховце». Это двублочная АЭС с энергоблоками ВВЭР-440.  Еще два блока - №3 и №4 находятся в состоянии строительства, их пуск запланирован на 2012 год. Мы осмотрели  учебные классы, полномасштабный тренажер. Было продемонстрировано, как проходит начальную подготовку оперативный персонал на ПМТ, как выполняет действия на тренажере по симптомно - ориентированным аварийным инструкциям.

В ходе обсуждения, которое состоялось в офисе «Slovenske Elektrarne» в городе Нитра, словацкие коллеги обзорно познакомили нас с  состоянием системы подготовки персонала.

- Есть ли отличия в вопросах подготовки персонала у нас и в Словакии?

- На АЭС Словакии нет учебных центров. Имеется учебный центр в Трнаве (компания Enel), где проводится теоретическая подготовка оперативного персонала обоих словацких АЭС в течение одной недели в году. Кроме этой подготовки, еще две недели в году проводятся занятия на полномасштабных тренажерах (ПМТ), причем ПМТ АЭС «Моховце» находится на площадке АЭС, а ПМТ АЭС «Богунице» - в учебном центре в Трнаве, и является собственностью компании Enel.

На площадках АЭС «Моховце» и «Богунице» в административных зданиях имеются классы для проведения теоретических занятий, которые проводят инструкторы из учебного центра в Трнаве. Кроме того на словацких АЭС отсутствует инструкторский персонал, за исключением пяти инструкторов ПМТ на АЭС «Моховце». Это существенные различия по сравнению с нашими. В Украине весь комплекс вопросов подготовки оперативного персонала на порядок выше. Поэтому  компания «Slovenske Elektrarne» подготовила план развития системы подготовки персонала АЭС, который включает в себя: строительство учебных центров на АЭС «Богунице» и «Моховце», где помимо ПМТ, будут полигоны для обучения оперативного (полевые операторы) и ремонтного персонала; строительство центров теоретической подготовки на площадках АЭС; комплектацию учебных центров АЭС инструкторским персоналом.

-  Понятно, что вы имели возможность продемонстрировать достижения в этом плане украинской стороны. А чем интересны американские подходы?

-  Как я отмечал, Майк Пауэл и Питер Спарран - представители американской АЭС «Пало Верде» (Palo Verde),  - атомной станции, расположенной в штате Аризона. Станция построена в 1976 году, введена в эксплуатацию в 1988-м. Имеет 3 блока типа PWR и является крупнейшей атомной станцией в стране.

Американцы  распределеяют приоритеты в учебном процессе следующим образом: обучение, направленное на улучшение выполнения работы; управление ресурсами и учебным процессом; начальная подготовка; поддержание квалификации; проведение обучения;  эффекти­в­ное оценивание.

То есть, на первом месте в приоритетах учебных центров  США стоит обучение, направленное на улучшение выполнения работы.

- И какова роль и ответственность учебной организации в структуре АЭС?

-  Руководитель  по обучению (Training Direc­tor) отвечает за: подготовку, координацию, и поведение обучения; контроль знаний, навыков и правильности выполнения работы обучаемым персоналом; контроль эффективности учебных программ и соответствие их целям обучения; распределение ответственности за обучение между подчиненными ему руководителями среднего звена. Свои участки работы у  руководителя подготовки оперативного персонала (Operations Training Manager), инструкторов поддержания квалификации лицензированных операторов, инструкторов начальной подготовки и других.

Подходы к проведению начальной подготовки и поддержания квалификации лицензированного и нелицензированного оперативного персонала в США и Украине имеют много общего.

Так же, как и в Украине, поддержание квалификации осуществляется в ходе 2-х летнего цикла.

Однако существует отличие в продолжительности смены оперативного персонала БЩУ – 12 часов. За счет этого имеется возможность выводить персонал на обучение без создания дополнительной, шестой смены.

Продолжительность тренажерной подготовки оперативного персонала БЩУ АЭС «Моховце» составляет 80 часов, в то время как продолжительность поддержания квалификации оперативного персонала БЩУ АЭС «Пало Верде» составляет 240 часов, из них порядка 140 часов – занятия на ПМТ, а 100 часов – теоретическая подготовка. Следует отметить, что у них имеются три полномасштабных тренажера на три блока АЭС.

На ХАЭС продолжительность поддержания квалификации составляет160 часов в год, из них 64 часа – занятия на ПМТ.

Подход к обучению операторов перегрузмашин в США и Украине одинаков. Ежегодная программа поддержания квалификации включает в себя теоретическую и практическую части, а также подготовку на тренажере. Отличие состоит в том, что в США оператор перегрузмашины – лицензированный персонал.

И в США и в Украине оценивание проведения тренажерного занятия смены БЩУ на ПМТ осуществляется при помощи оценочных листов, содержащих критерии правильности выполнения действий на ПМТ.

В программу поддержания квалификации оперативного персонала БЩУ в США входит как теоретическая часть, так и занятия на ПМТ. Персонал выводится на поддержание квалификации 6 недель в году. Каждая неделя обучения заканчивается контрольной тренировкой с участием представителя регулирующего органа (NRC).

В качестве примера со стороны США был представлен документ «Training and Qualification Administration» (Администрирование обучением и квалификацией). Содержание этой процедуры в целом соответствует применяемому на ХАЭС «Положению о системе подготовки персонала…»

Можно сказать, что украинские и штатовские подходы близки, а иногда и тождественны.

- Что необычного было в подходах коллег?

- Наиболее интересным показался опыт коллег из США в применении тренажеров, выполненных на сенсорных панелях. Данные тренажеры позволяют имитировать различные пульты и органы управления технологических систем.

В ходе миссии мы пришли к выводу, что система подготовки персонала на АЭС Словакии находится в стадии развития и требует усовершенствования.

Наибольший интерес с точки зрения возможного применения на ХАЭС вызвал опыт атомщиков США. Сравнение объемов тренажерной подготовки показывает, что на ХАЭС требуется увеличить объем тренажерной подготовки по программе поддержания квалификации. Необходимо продумать возможность увеличения продолжительности занятий оперативного персонала на полномасштабном тренажере в УТЦ ХАЭС за счет сокращения продолжительности теоретических занятий в программе поддержания квалификации. Однако процесс увеличения часов тренажерной подготовки осложняется наличием в УТЦ ХАЭС только одного ПМТ на два энергоблока.

Беседу вел Виктор Гусаров