Если уйдет Донбасс… Что ждет украинскую экономику?
Александр Карпец, для «Главкома»
Известная поговорка гласит: берешь в долг чужие деньги и на время, а отдаешь свои и навсегда. Это крылатое изречение вспомнилось в связи в тем, что МВФ выделил Украине кредит в размере $17 млрд и перечислил его первый транш в размере $3,2 млрд. Несомненно, это несколько поддержит финансовую систему Украины и курс гривны, но… деньги скоро придется возвращать с процентами.
Перспектива возврата в нынешних условиях является довольно сомнительной, в том числе, по причине ситуации, сложившейся на Донбассе. Сейчас в СМИ циркулирует много информации на тему о том, что, в случае отделения Донбасса от Украины, регион и его экономику ожидает быстрый крах, а Москве Донбасс не нужен, и именно поэтому Путин не начинает военное вторжение в регион и его аннексию по примеру Крыма. В то же время, широко распространено крайне ошибочное мнение о том, что Украина и ее экономика только выиграют, если избавятся от дотационного Донбасса.
Подобное «глубокое» мнение настораживает. Даже с учетом дотационности Донбасса и вывода олигархами капиталов за рубеж, регион является важнейшим поставщиком валюты в страну. Утрата Донбасса и его экономики может спровоцировать неплатежеспособность Украины по внешним валютным долгам, включая кредиты МВФ. Кстати, за рубежом это уже начинают кое-где понимать и выражать растущее беспокойство. Даже намекают, что сумма кредита МВФ в конце концов будет зависеть от того, удастся ли Украине сохранить свои территории.
Представляется, что углубление кризиса на Донбассе может сделать крайне проблематичным получение дальнейших кредитов МВФ.
Итак, 30 апреля 2014 года Совет директоров МВФ принял решение о выделении Украине кредита stand-by в размере $17 млрд, рассчитанного на 2 года. Как сообщил Нацбанк Украины, 6 мая 2014 года был получен первый транш кредита в размере около $3,2 млрд. По предварительным данным, из них $2 млрд будут направлены на погашение долга за природный газ перед Россией, хотя последнее российско-украинское обострение еще и на газовом фронте может внести коррективы в эти планы. В частности, в правительстве демонстрируют решимость обращаться в международные суды с исками к России, которая в ходе аннексии Крыма присвоила имущественный комплекс государственного акционерного общества «Черноморнефтегаз», стоимость которого исчисляется в миллиардах долларов.
Просто так кредиты не дают!
Ожидается, что в нынешнем году Украина получит от МВФ еще два транша на общую сумму $7,4 млрд, но есть особенность. Она состоит в том, что эксперты фонда будут примерно раз в два месяца проверять, как правительство Украины выполняет условия, на которых выделялся кредит.
Во исполнение этих условий Кабмин для сокращения дефицита бюджета «Нафтогаза» повысил с 1 мая 2014 года тарифы на природный газ для населения в среднем на 56%, а для коммунальной тепловой энергетики – на 40%.
Кроме того, правительство сократило расходы бюджета 2014 года на 26,5 млрд грн. Для этого, в частности, были заморожены минимальная зарплата на уровне 1218 грн, индексация пенсий и социальных платежей, а также сокращены субсидии предприятиям, капиталовложения и расходы на государственные закупки. Также планируется, что дополнительные 18,5 млрд грн поступлений в казну дадут улучшение администрирования налогов и борьба с мошенническими схемами при производстве алкоголя и импорте горючего, отмена НДС при экспорте зерновых и технических культур, повышение акцизов, платы за землю и за пользование природными ресурсами.
Важнейшим условием предоставления кредита МВФ стал переход к плавающему курсу гривны, официальный курс которой НБУ устанавливает исходя из средневзвешенного курса покупки/продажи валюты на межбанковском рынке. Правда, в этом вопросе требования не только выполнены, но и существенно перевыполнены, поскольку гривну обвалили практически на 50%.
Наконец, условиями предоставления кредита предусмотрено, что если по итогам очередной инспекционной проверки экспертами МВФ будет сделан вывод о том, что правительство Украины не выполняет или недостаточно выполняет предписания фонда, кредитование будет свернуто и выделение следующего транша будет заморожено.
Допинг накануне
Этот кредит МВФ можно считать беспрецедентным, поскольку его общая сумма в $17 млрд составляет 800% квоты Украины в фонде. В то же время, согласно установленным правилам, в рамках программы stand-by страна может получить кредит в размере 200% своей квоты ежегодно и еще суммарно 600% в течение срока действия кредитного договора. Таким образом, Украина добилась максимально возможного кредита, что можно расценивать как свидетельство крайне тяжелой ситуации в экономике страны, связанной, прежде всего, с политической нестабильностью.
Такое мнение подтверждают данные государственной службы статистики за апрель 2014 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в первом квартале нынешнего производство сократилось на 5%, импорт – на 17%, экспорт – на 10%. Падение экспорта и, соответственно, экспортной выручки является наиболее опасным с точки зрения возврата внешних долгов, в том числе МВФ, о чем далее.
По известным причинам, наибольший урон был понесен на восточном направлении. Импорт российских товаров сократился на 22,6%. В целом, это неплохо, поскольку любое сокращение импорта уменьшает дефицит внешней торговли и давление на валютный курс, что в нынешней ситуации можно считать весьма положительным явлением. К тому же, львиную долю импорта из России составляют энергоносители, прежде всего, газ, то есть налицо сокращение энергозависимости от Москвы. Но есть и обратная сторона медали. Весна и лето являются важнейшим периодом для закачки топлива на зиму для обеспечения газом Украины и транзита в Европу. Особых надежд на серьезные объемы поставок газа из Европы по реверсу пока питать не следует, а остановка закачки российского газа может вылиться в серьезные проблемы в осенне-зимний период. Но хуже всего то, что экспорт продукции украинских предприятий в Россию сократился на 30%, а это высокотехнологичная продукция, продукты питания и другие товары с высоким уровнем добавленной стоимости. Кроме того, появились данные, что Россия начала блокировать поставки через свою территорию украинских товаров в другие страны.
В итоге МВФ был вынужден выделить кредитование хотя бы для того, чтобы предотвратить надвигавшийся дефолт Украины и обеспечить возврат предыдущих займов. По данным Министерства финансов, Украина должна выплатить фонду $6,9 млрд взятых ранее кредитов, из них в 2014 году – $3,7 млрд. Кроме МВФ, Украина имеет долги перед другими международными, иностранными государственными и частными структурами. В частности, американский трастовый фонд Franklin Templeton является «счастливым обладателем» украинских облигаций на сумму $5 млрд. По $3 млрд Украина должна Мировому банку и Фонду национального благосостояния России. Кредитные обязательства страны перед Европейским банком реконструкции и развития составляют $586 млн, перед Всемирным банком – $527 млн.
Кроме МВФ, Украина начинает получать международную финансовую помощь из других источников. Так, 13 мая премьер Яценюк и глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу подписали меморандум о предоставлении Украине сроком на 15 лет кредита в размере 1 млрд евро, который будет выделяться двумя траншами по 500 млн евро. Также ожидается выделение Украине кредита в размере 5 млрд евро Европейским банком реконструкции и развития, 3 млрд евро – Европейским инвестиционным банком, а также предоставление стране Евросоюзом макрофинансовой помощи на сумму 1,6 млрд евро.
Несмотря на то, что предоставление Украине международной финансовой помощи после долгих и безуспешных переговоров наконец-то сдвинулось с мертвой точки, глава МВФ Кристин Лагард весьма обеспокоена финансовой ситуацией в Украине. Она подчеркнула, что Украине необходима сумма гораздо больше, чем выделенные уже $17 млрд. По мнению главы МВФ, кроме кредитов, стране требуется многосторонняя зарубежная финансовая помощь и финансовые средства из других международных финансовых институтов. «У международного сообщества, к сожалению, в этой ситуации нет никакого иного выхода», – заявила Кристин Лагард. Причина столь серьезного отношения к кризису в Украине заключается в том, что руководство МВФ опасается распространения этого кризиса на другие страны, что может привести к очень опасным последствиям для всей мировой экономики, которая еще далеко не оправилась от предыдущего глобального кризиса.
Кредитные иллюзии развеют на Донбассе?
Исключать того, что кредитная программа МВФ может быть свернута по причине роста нестабильности в стране, срыва президентских выборов, а также эскалации бандитского террора на Донбассе с перспективой отделения региона, нельзя.
В последнее время многие «эксперты» в припадке «патриотизма» заявляют о том, что «исход» дотационного Донбасса пойдет Украине на пользу не только в политическом, но в экономическом плане. Этакая «Кемьская волость»: дескать, пускай забирают, государство не только не обеднеет, но якобы даже разбогатеет.
На первый взгляд, основания для таких заявлений есть. Дотационность Луганской и Донецкой областей, уже стала притчей во языцех. По данным Госказначейства и Госслужбы статистики, ситуация с финансовой самодостаточностью регионов Украины крайне неблагополучная. Только 6 регионов из 25-ти в 2013 году смогли себя финансово обеспечить. Но хуже всего дело обстоит именно на Донбассе. Так, Донецкая область в 2013 году перечислила в госбюджет 3,85 млрд грн, получила дотации на сумму 13,09 млрд грн, и таким образом дефицит составил 9,25 млрд грн. Похожая ситуация имела места и в Луганской области, где цифры составили соответственно 4,35 млрд и 9,42 млрд, а дефицит – 5,07 млрд. Очевидно, что уход этих областей существенно снизил бы расходы государственного бюджета Украины. Только на дотировании угольной отрасли можно было бы сэкономить, по некоторым данным, более $2,3 млрд ежегодно, а потребление Украиной газа снизилось бы на 9,8 млрд кубометров, или почти на 20%.
На самом же деле, не нужно забывать, что в то же время Донецкая, Луганская и Харьковская области дают 21% ВВП и 30% объемов промышленного производства страны. Вопрос об убыточности регионов является довольно спорным, поскольку главные офисы олигархических предприятий часто расположены в столице или вообще за границей, платят налоги там, а чаще вообще не платят их в полном объеме, не говоря уже о выводе капиталов, который обескровливает как Донбасс, так и страну в целом.
Донецкая и Луганская область дают до 70% металла и существенные объемы химической продукции, которые являются основными экспортными статьями и, соответственно, источником поступления валюты. Если из-за разгула бандитизма в регионе эти отрасли остановят производство и экспорт продукции, страна не сможет оплачивать импорт, прежде всего, критический, а также не сможет платить по внешним займам.
Самое интересное, что, в отличие от большинства отечественных «экспертов», повторяющих абракадабру о благотворных последствиях отхода Донбасса, кое-кто за рубежом быстро сообразил, к чему это может привести. Например, японское рейтинговое агентство Rating and Investment Information (R&I) в начале мая понизило долгосрочный рейтинг Украины с В- до преддефолтного — CCC с негативны прогнозом. Причиной такого пессимизма является всплеск бандитизма и терроризма на Востоке Украины, отсутствие каких-либо видимых перспектив урегулирования ситуации. Действенность предстоящих 25 мая президентских выборов особого оптимизма также не вызывает, поскольку, даже если их удастся провести, это абсолютно не гарантирует ни стабилизации, ни контроля восстановления центральной власти в регионе.
В таких условиях МВФ может запросто свернуть дальнейшее кредитование, чтобы не рисковать вложением средств в страну, существование которой в ее нынешнем виде, к сожалению, стоит под большим вопросом. Какой-нибудь формальный повод в качестве причины отказа от продолжения кредитования фонд найти всегда сможет. Ведь соглашение между МВФ и Украиной о кредитной программе stand-by рассчитано на стабильную политическую ситуацию и существование Украины в ее нынешних границах и с нынешними макропоказателями, важнейшей составляющей которых является индустрия Донбасса.