Первый ториевый ядерный реактор в мире собирается построить Индия.

Правительство этой страны дало разрешение на начало строительства экспериментального ториевого реактора на 300 МВт.

Станции такого типа считаются настолько безопасными, что их можно строить прямо в городской черте, хотя "пробный" реактор всё-таки построят вдали от города (сейчас выбирают из двух площадок).

Конструкция реактора AHWR (advanced heavy water reactor) представляет собой продвинутый вариант тяжеловодного ядерного реактора, использующий канальную архитектуру, а также обычную воду в качестве теплоносителя. Замедлитель (тяжёлая вода D2O) находится в отдельных от теплоносителя каналах под пониженным давлением.

Отличительной чертой индийского реактора являются большие резервуары с водой, которые находятся сверху всей конструкции и выполняют функции пассивной безопасности, то есть могут охладить реактор в случае аварии.

Разработкой проекта занимается Исследовательский центр по атомной энергетике им. Бабы в Мумбае. Более подробно о конструкции реактора см. статью “Design and development of the AHWR-the Indian thorium fuelled innovative nuclear reactor” (Nuclear Engineering and Design, Volume 236, Issue 7-8, April 2006, Pages 683-700).

Строительство реактора планируется закончить в  2016 году. В перспективе Индия может построить такие реакторы во всех крупных городах. Адепты нового вида топлива убеждены, что ториевая АЭС более безопасна, чем обычная урановая. Также большое преимущество тория - его широкая распространённость.

В земной коре в три раза больше тория, чем урана, и почти весь добываемый материал (торий-232) можно приспособить для использования в качестве ядерного топлива (уран-233).

Например, в той же Индии запасы тория оцениваются в 290 тыс. тонн, это второе место после Австралии (300 тыс. тонн). Месторождения ториевосодержащего монацита ((Ce, La, Nd,Th) PO4) есть и во многих других странах, которые никогда не считались поставщиками ядерного топлива. Например, Мадагаскар, Шри-Ланка, Пакистан, ЮАР.

Россия не входит в число мировых лидеров по запасам тория, но на российских месторождениях тоже добывается достаточно этого материала, чтобы перевести на ториевый цикл все энергоблоки России и бывших стран СЭВ.

 

Кабмин утвердил стоимость строительства завода по производству ядерного топлива

 

Более того, на складах предприятия ГУ «Уралмонацит» в 12 км к северо-востоку от г. Красноуфимска (Свердловская область) близ станции Зюрзя уже почти 50 лет хранится 82000 тонн монацитового концентрата, который в 50-е годы назад собрали на месторождениях Монголии, Китая и Вьетнама, предполагая использовать в АЭС.

Если учитывать этот склад, то Россия уже входит в число мировых лидеров по запасам тория.

На западе периодически появляются стартапы, которые пытаются найти финансирование для строительства АЭС на торие.

Например, недавно заявила о себе новая компания Transatomic Power, которая намерена строить реакторы типа WAMSR (Waste-Annihilating Molten Salt Reactor) с использованием расплавленной соли как энергоносителя и сохранением 98% тепла, выделяемого ториевым реактором.

Исследования по возможности создания такого типа реакторов проводились в США в 1950-60-х годах, но тогда было принято решение развивать реакторы, работающие на уране.

Ученые назвали сажу второй по важности причиной глобального потепления

Выделяемый в атмосферу черный углерод - один из компонентов сажи - влияет на процесс глобального потепления гораздо серьезнее, чем предполагалось ранее. Ученые назвали выброс сажи второй главной - после выделения углекислого газа - причиной изменения климата на планете.

К такому выводу пришли участники длившегося четыре года международного исследования, результаты которого опубликованы в журнале Американского геофизического общества.

Согласно последним данным, выбросы сажи в Европе и Северной Америке снизились после введения ограничений на парниковые газы, но в развивающихся странах они продолжают стабильно расти. 

 

ТУРЕЦКИЕ ЧИНОВНИКИ ЗАЩИЩАЮТ РАЗВИТИЕ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В СТРАНЕ

На прошедшей в Анкаре дискуссии о развитии атомной отрасли в Турции собрались наиболее авторитетные и высокопоставленные представители турецкой энергетической отрасли. Среди выступающих был министр энергетики и природных ресурсов Танер Йылдыз, председатель Турецкого агентства по атомной энергии Зафер Альпер, председатель Управления по регулированию энергетического рынка Хасан Кёкташ, директор института энергетики при Совете по научно-техническим исследованиям Турции, доктор наук, профессор Мурат Айдын и другие.

Глава Минэнерго Танер Йылдыз сделал несколько резких заявлений в адрес выступающих против развития атомной энергетики в Турции: «Если противники ядерной энергии не могут предложить никаких альтернатив, их мнение не может считаться авторитетным. Ядерная энергия заменит не энергию ГЭС имени Ататюрка, а энергию, получаемую из природного газа, тем самым снизив энергозависимость от других стран».

Г-н Йылдыз заявил, что если вместо АЭС построить ветростанцию, то для выработки сопоставимых объемов энергии придется покрыть ветряками всю территорию провинции Ялова (850 км2), а если гидроэлектростанцию, то затопить район, равный по площади провинции Дюздже (2 600 км2). Чиновник сказал: «На берегах французской реки Луара, которую взял под охрану Всемирный фонд дикой природы, стоят 14 АЭС. При этом в реке ловят рыбу, а на ее берегах занимаются сельским хозяйством. Если французские АЭС не вредят Парижу, привлекающему больше всего туристов в мире, то неужели "Аккую" повредит туристическому сектору Турции? С этим вряд ли можно согласиться».

Председатель турецкого Управления по регулированию энергетического рынка Хасан Кёкташ обратил внимание, что хоть и ведутся споры о ядерной энергии, однако, за последние 30 лет она стала наиболее значимым источником электроэнергии в мире. Он признал, что после аварии на «Фукусиме» возникла необходимость принятия дополнительных мер безопасности, что увеличило себестоимость строительства атомных электростанций, но, несмотря на это, позиции ядерной энергетики по-прежнему незыблемы. Хасан Кёкташ отметил, что проект АЭС «Аккую» станет крупнейшей инвестицией в турецкую экономику. «Со своей стороны Управление по регулированию энергетического рынка принимает меры для упрощения хода строительства. Мы подготовили необходимую правовую инфраструктуру для проекта», – заявил он.

В свою очередь генеральный директор АО «АЭС Аккую» Александр Суперфин рассказал о проделанной работе и достигнутых результатах по проекту. Он отметил, что российская компания ЗАО «Атомстройэкспорт» завершила изыскания в рамках предварительного этапа, и на сегодняшний день проведена независимая оценка сейсмических характеристик площадки атомной станции. Подводятся итоги по оценке собранных данных и готовится обобщенный отчет.

Александр Суперфин подчеркнул, что Турецкое агентство по атомной энергии согласовало основные принципы лицензирования проекта АЭС «Аккую», и отметил, что в сентябре 2013 года компания планирует получить лицензию на генерацию электроэнергии.

Особое внимание генеральный директор АЭС «Аккую» уделил вопросу поставок материалов при строительстве АЭС, используя возможности внутреннего рынка Турции. «Доля турецких производителей строительных материалов и другого оборудования для нужд атомной станции может составить до 30% от общей стоимости проекта. Хочу особо подчеркнуть, что доля такого участия является очень важным фактором, как для местной промышленности, так и для российских инвесторов», - сказал г-н Суперфин.