Атомная энергия... Откажется ли мир от АЭС?
В рейтинге «Доля АЭС в выработке электроэнергии» лидирует Франция - 80%. За ней следуют Бельгия, Корея, США, Германия, Япония. А вот рейтинг производителей электроэнергии всех видов выглядит иначе: США – 837 млрд кВтч/год, Франция – 440, Япония – 264, Россия – 160, Корея – 143 и Германия - 140 млрд кВтч/год.
Откажется ли мир от АЭС? Я уверен – нет. Но пока две страны – Германия и Швейцария, не слишком задумываясь о будущем, хозяйничают в нем – намерены до середины века вывести из эксплуатации все свои атомные электростанции.
Диссонансом звучит заявление Великобритании (мощность АЭС - около 5 тысяч МВт) о расширении сети АЭС и переработке плутония - одного из самых опасных веществ. Почему? Уверены в своих технологиях? Или их пугает то, что альтернативой атому является газ?
Благодаря беспрецедентной истерии вокруг аварии на японской АЭС, размер которой не превысил нескольких процентов от чернобыльской, газовое лобби стимулирует отказы европейцев от строительства АЭС. И не безуспешно.
Увы, обыватели не хотят слышать о том, что надежность современных реакторов, в том числе – японских, на несколько порядков выше советских. О том, что в Чернобыле ядерная реакция вышла за пределы реактора, а на АЭС Фукусима вовремя была перекрыта – сработала автоматика защиты. Любопытно, что японский реактор старше чернобыльского.
Европа – самый крупный покупатель газа. В закрытии европейских АЭС заинтересованы мировые газовые экспортеры: США, Россия, Иран, Катар, а также африканские страны, «живущие» в подбрюшье Европы.
Но это означает кабалу европейцев от агрессивных персов, арабов, африканцев. За этим последует еще больший наплыв мигрантов в страны Европы. Это потребует уступок во внешней политике. И самое главное, это приведет к удорожанию электроэнергии, продуктов питания, и, как следствие, снижению уровня жизни.
Не случайно против отказа от использования АЭС проголосовало более четверти депутатов нижней палаты Швейцарии, среди которых либерал-демократы и националисты. И не без основания - 42% электроэнергии в Швейцарии вырабатывается на АЭС.
Но, больше швейцарцев, удивила мир фрау Ангела Доротея Меркель: она пошла на поводу «зеленых» и левых - отказалась от атомной энергетики. И это странно: 21 ноября 2005 года, придя к власти, канцлер высмеяла планы предыдущего кабинета остановить атомные электростанции страны до 2021 года и решила продлить их работу до середины 2030-х годов.
Оппозиция, которая вынуждена быть грамотной – чтобы одолеть большинство, искренне удивилась и обвинила ее в неискренности.
А сейчас ваше время удивиться: Меркель по профессии - физик-ядерщик. И, казалось бы... Да, раньше думала так, а после катастрофы на АЭС Фукусима – иначе.
Правительство Германии уверяет – к середине века половина потребности в электроэнергии будет покрываться за счет альтернативных источников.
Немецкие ученые – в шоке от скорости фрау Меркель: вечером сказала, утром сделала – 8 АЭС уже остановлены, 9 остальных поэтапно отключат в период 2015-2022 годов.
Однако более глубокий анализ, возможно, расставит все по своим местам. По потреблению энергии Германия – 5-я в мире и лидер в Европе. Ее рацион – от 515 до 530 ТераВатт-часов. Доля АЭС - 22.6%, электростанций на газе – всего 13%, и вы будете удивлены, более 43% энергии вырабатывается здесь дедовским методом - за счет бурого и каменного угля.
С уверенностью можно сказать – за четверть века, в течение которой планируется постепенный отказ, произойдет еще масса реальных техногенных катастроф на многочисленных топливных нефтегазовых магистралях, и, уверен, атомное лобби, проигравшее в 2011, возьмет реванш.
Набирающие силу альтернативные виды энергии вряд ли оставят на свободе нефть и газ. А атом – явный лидер среди них, за которым, несомненно, будущее, через 15-20 лет будет питать электричеством сотни миллиардов электронных схем жителей планеты, и приводить в движение все виды машин и механизмов, включая автомобили и самолеты.
И уж совсем сомнительно то, что близорукая политика сегодняшней Европы – мягко говоря, неграмотная, «клюющая» на сиюминутные политические ситуации, найдет понимание у руководителей будущей Европы. Не найдет.
Эффект Фукусимы не в слабости АЭС, а в зависимости жителей планеты от естественных процессов, происходящих в чреве Земли. На мой взгляд, как раз не от атома следует отказываться, а от выкачивания из Земли нефти и газа, что изменяет физический момент вращения Земли и приводит к катаклизмам.
Что касается землетрясений, то понятно – нельзя размещать АЭС в зоне их повышенной активности. Это – Кавказ, Иран, Турция и, как ни печально, Израиль. Впрочем, нашей стране вполне по силам обеспечить безопасность АЭС.
Повторюсь, реактор Фукусимы не подвел – он отключился, а вот система охлаждения оказалась не готовой к тому, что исчезнет электричество, и она не сможет выполнить свои функции. Как известно, последовал взрыв пара с элементами радиоактивного йода (от которого через несколько суток не остается и следа), крышу реактора снесло, и его вид сверху ничуть не отличался от чернобыльского.
А вот окружающая среда – кардинально иная.
Вряд ли японцы откажутся от атомной энергетики – по производству электроэнергии они занимают третье место в мире, но можно с уверенностью сказать – работоспособность систем обеспечения безопасности поднимут на требуемый уровень.
Чем можно компенсировать японский атом? Откатом назад – импортом мазута и природного газа. Мазут? Настолько старое и грязное топливо, что и обсуждать не хочется. Что касается газа - у ворот Японии уже стоят в очереди Катар, Австралия и арабские страны. Цена вопроса - $40 млрд.
Россия кусает, наверное, губы – если бы несколько лет назад по политическим соображениям не свернули в Китай, сегодня газопровод на японские острова мог бы быть единственным выгодным для Японии. А так – кусает губы...
Япония страдает больше других: на ее долю приходится 10% мировой вулканической активности и до полутора тысяч землетрясений в год магнитудой от 4 до 6.
История Японии в период от 1923 года и до наших дней изобилует землетрясениями – как мелкими, так и крупными. Японцы научились строить небоскребы, которые при подземных толчках катаются, словно по рельсам, но выдерживают колебания. А эффект Фукусимы показал – японцы достаточно надежно локализуют и атомные реакции.
Как вы думаете – смогли бы другие страны выдержать землетрясение магнитудой 9, и выстоять под ударами волн высотой 10 м? Сомневаюсь. В период с 11 по 25 марта 2011 года Японию трясло, практически, ежедневно.
Странно, но у многих стран Япония, вместо сочувствия, вызвала скепсис, ехидство, насмешки. Это – политика... Грязная, примитивная, призванная посмеяться над талантливым народом, познакомившим мир с электроникой, компьютерами, роботами, автомобилями...
Не выдержали ядерной напряженности итальянцы – в итоге судьба АЭС на Апеннинах решается на референдуме.
Любопытно положение России. Если в области научного атома Россия – признанный мировой лидер, то в части технологии работы атомных реакторов, особенно – в безопасности, как показал Чернобыль, аутсайдер. Однако опыт трагедии позволяет специализированному Росатому активно создавать сеть обновленных АЭС, ибо без них энергетика России не выживет.
И получается, России – атом, а европейцам – российский газ? Логично? С точки зрения бизнеса – да, с точки зрения мировой энергетики – нет. И, хотят того поставщики газа или нет, газ будет отступать. Он – дорог, но, по мере продвижения альтернативных видов энергии, будет дешеветь – благо, сегодня в его стоимости ярко выраженная спекулятивная составляющая.
Что надо защищать? Меньше других – АЭС. Их в долю секунды можно отключить. А как прервать процесс на нефтеперерабатывающих заводах, трубопроводах, как обеспечить сохранность многочисленных химических производств? Можно, но об атоме люди думают, а об остальном – нет. Атом – не скроешь, а разливы нефти и «химические озера» чувствуют на себе только живущие вокруг люди.
Как будет развиваться человечество?
Нефть и газ уже сегодня уступают место атому, ветру и солнцу, приливам и отливам, термальным источникам. В создании движителей машин и механизмов предпочтение будет отдано атомным турбинам, в выработке электроэнергии - природным явлениям. Однако в обозримом будущем они не в силах обеспечить потребности планеты, и потому атомные станции вряд ли покинут сцену.
Борис Столяров