Вже після складання описів, у 1820-х роках були видані Атласи Російської імперії, у яких теж була інформація про Поділля.
Скажімо, два століття тому? Відповідь на це питання можна знайти хіба що у стародавніх документах або раритетних книгах. Проте, тепер подолянам така інформація стане доступнішою.
Нещодавно світ побачило надзвичайно цікаве видання – «Описи Подільської
губернії кінця XVIII – початку ХХ ст.», упорядниками якого стали викладачі
історичного факультету Кам’янець-Подільського національного університету,
доктор історичних наук Сергій Копилов та кандидати історичних наук Андрій
Задорожнюк. Описи Подільської губернії – «Топографічний і камеральний опис 1800
року» та «Географічний, гідрографічний, топографічний і економічний опис і до
нього атлас 1806 року» були укладені губернським землеміром Карлом Екстером
майже одразу після приєднання Поділля до Російської імперії. Нині перший із
описів (1800 року) зберігається в Хмельницькому обласному державному архіві, й
вже був опублікований у 2006 році. Інший опис (1806 року) у двох списках
зберігається у Санкт-Петербурзі – в фондах Російського державного історичного
музею та Російської національної бібліотеки, отож для українських дослідників
історії Поділля був малодоступним. Кожне із описаних містить цінну інформацію
щодо природних, географічних, історичних, етнографічних особливостей нашого
краю, й тому вони подаються упорядниками повністю та мовою оригіналу. Це
дозволило максимально зберегти всі деталі написання та колоритний стиль тексту.
Для наших читачів подамо частини із окремих розділів опису 1806 року, який є
значно більшим за обсягом та набагато змістовнішим:
«…О ГУБЕРНИИ
Пространство сия Подольской губернии в площади своей заключает квадратных верст
36,198… Жителей считается разного состояния мужского пола 580,599, женского
557,767, всего обоего пола 1,138,336 душ. Из чего следует заключение, что
губерния хотя и многолюдна, но по плодородию своему против нынешнего числа еще
столько же прокормить удобно может…
Поверхность земли довольно ровна, а хотя местами есть и горы, но они не очень
высоки, и состоят в некоторых местах из каменистых утесов, видимых на косогорах
при берегах рек Бога и Днестра, в них впадающих речек, во множестве Подольскую
губернию пересекающих…
Почва земли в оной губернии весьма плодоносна, коей немало способствует климат
теплый, приятный и здоровый. И почва земли, и климат столь соответственны к
размножению человеческого рода, что несмотря на все бедствия опустошавшие сей
край, немного найдется в России губерний в многолюдстве по мере пространства
могущей равняться оной. Кряж земли на равнинах есть тучный чернозем, и только в
некоторых косогорах местами смешан с серым песком, мелким камнем, глеем и
глиною. Под верхним слоем земли, который толщиною местами до 2 ½ аршина,
находится либо плитняк именуемый шифер, либо беловатый известковый, в некоторых
местах серый твердый камень, либо желтая и белая глина способная для кирпича и
сосудов... Источники вод, протекая сквозь землю, приемлют все оной частицы, и
потому нет источника, который бы не был минеральным.
О ЛЕСАХ И ДИКОРАСТУЩИХ ДЕРЕВЬЯХ
В этой губернии местами есть изрядные леса, годные весьма малою частью даже и
на корабельное строение, а именно в поветах Ушицком, Каменецком, Летичевском… В
повете же Проскуровском в лесе крайний недостаток. Леса состоят из дуба, граба,
клена, илина, ясеня, береки, явора, бука, липы, ивы, осины, ольхи, березы,
береста, вербы, тополя, дерена, калины, терновника, орешника, дикой яблони,
груши, черешни и из кустов бузины. Но все сие леса ежегодно приметно
уменьшаются по мере употребления оных и по самой нужде в пахотной земле по
числу умножающегося народа...
О НАРОДЕ…
Народ, населяющий Подольскую губернию, состоит из древних племен славянских
русов, сарматов и полян, между коими особо по городам и всем местечкам имеется
множество евреев; при реке же Днестре в селениях побережных много поселилось
волохов и молдаван, а в городах – Каменце и Могилеве несколько армян и греков.
Дворяне говорят по-польски; у простого народа произношение речи украинское,
малороссийское, а так же в некоторых поветах смешанное с польским и мазурским;
евреи говорят испорченным немецким языком, а молдаване молдаванским. Есть
несколько деревень российских староверов или раскольников, под названием
пилипонов, поселившиеся в здешнем краю во время бывшего им в России за
вероисповедание притеснения.
Дворянство в Подольской губернии состоит на таком же основании и пользуется
теми же правами как и во всей Российской империи. Происхождение оного по
большой части из природных поляков… Купцы и мещане, большею частью евреи, живут
в множестве по всем городам и местечкам. В руках их вся торговля заграничными
товарами; некоторые из них суть ремесленники, а прочие шинкуют в корчмах
горячими напитками и по всем селениям суть арендаторами; за всем тем множество
их весьма неимущих. В хлебопашестве евреи вовсе не упражняются, и в
земледельную работу к христианам не нанимаются. Христианского же закона купцов
и мещан не много…
Крестьяне упражняются в хлебопашестве и скотоводстве, а некоторые и в разных
ремеслах для своего пропитания; сверх сего обрабатывают господские пашенные
обширные ланы своим скотом, тоже и сенные пажити собственноручно и на своем
содержании. В здешнем краю помещик сочиняет ежегодно селению именной список
крестьянским домам, в коем назначает сколько каждый дом должен работать дней в
неделю, и каждое число дать в год дани деньгами, от приплода пчел и овец
десятины, и сверх того кур, яиц и пряжи. Обыкновенно определяется в неделю в
зимнее время 2 дня, а в летнее 3 дня на работу пешему пешую, а имеющему тягло
скотом… Кроме рабочих дней по тяглам располагается и чинш, то есть, денежный
оброк, коего пеший плотит по 2, поединок по 3, паровый по 4, а плуговой по 6 руб.
серебром од дому, а в добавок дают крестьяне от овец десятую овцу и от пчел
десятой пень или улей осенью, либо по цене деньгами, и к тому кур и яиц. Сверх
того летом должны крестьяне каждые два дня косить и сено собрать в скирды и
перевезти в селение, равно каждый нажать по 5 коп хлеба и свезти скотом и
сложить в скирды, каковая работа называется дванадцатью днями летними; кроме ж
сего работают крестьяне двенадцать дней шарварковых для починки греблей и
других экономических строений и заведений. Холопки – женщины между тем с весны
занимаются копанием гряд, сажанием семян, полоньем в огородах и полях, уборкою
сена, жатвою, собиранием и трением конопель и льна, и пряжею в назначенные дни
по Инвентарю. Все работы отправляются крестьянами своим скотом, на своем
содержании и хлебе. Состояние крестьян могло бы быть лучшим, если б они были
деятельнее и трудолюбивее.
О ДВОРОВОМ СКОТЕ…
Скот дворовый крупен и росту выше среднего, как то: лошади, коровы, овцы, козлы
и свиньи, малою частью ослы и лошаки; а из птиц куры, утки, цесарки, индейки и
гуси. Довольное количество выкармливается помещиками, чиншевою шляхтою и
крестьянами разного скота, из коего излишний продают на торгах или по селам
промышленникам для сгону за границу в Австрию и Пруссию. Волов и свиней ежегодно
выходит из губернии несколько десятков тысяч. Из крестьян редкие держат лошадей
для езды, а более пекутся о рогатом скоте и овцах, по обыкновению издревле в
полевые роботы, в переезды и для возки тягостей употреблять всегда волов…
Скотоводство выгодно, ибо почва земли большею частью чернозем тучный,
плодородной и обилующий лучшими пажитями из сочных трав и злаков. Некоторые
помещики с успехом разводят испанских овец. Мясо от выкармливаемого убиваемого
скота солится в домах для пропитания только, а сало свежее изрезанное кусками
солится в требушине и часто в городах и местечках продается промышленниками, а
равно говяжье и овечье, для доставления к портам или за границу.
О ХЛЕБОПАШЕСТВЕ…
Главный промысел Подольской губернии поселян есть хлебопашество. В оной пашут
плугами на двух колесах с одним железным большим сошником называемым лемеш… В
сии плуги обыкновенно запрягают три пары волов или лошадей, и определяется к
ним два человека людей, назади один управляет плугом, а другой впереди волами.
Начинают пахать для озимого хлеба первый раз в июне, вспаханное поле лежит не
бороненное до сентября, а тогда в другой ряд передваивают или мешают его не
плугом, а называемым здесь ралом...»
7 Липня 2011
Сергій ЄСЮНІН