Журналист
Японских пенсионеров попросили раньше умирать
«Надо позволить людям старшего возраста быстрее умереть. Таким образом, они смогут снизить нагрузку на систему социальной помощи в Японии. Небеса запрещают продолжать жить, когда вы хотите умереть. Я бы чувствовал себя крайне неуютно, зная, что поддержание во мне угасающей жизни оплачивается из госбюджета и стоит несколько десятков миллионов иен в месяц на одного человека». Так, министр финансов Японии, второй человек в правительстве, Таро Асо, выразил свое беспокойство состоянием государственных финансов и «тяжелой» социальной ношей государства в сфере здравоохранения.
Скандальная декларация намерений
Примечательно, что Таро Асо рекомендовал умирать быстрее тому поколению японцев, которое создало индустриальную мощь Японии. Именно этому поколению в молодости пришлось столкнуться с голодом, нищетой и тяжелыми противоречиями в японском обществе - последствиями реализации имперских планов националистами, ответственными за катастрофу Японии во второй мировой войне. Это поколение подняло Японию из руин.
Сложно сейчас представить Японию нищей и бедной, но достаточно посмотреть ранние фильмы недавно ушедшего мэтра японского кино Нагисы Осимы или Акиры Куросавы, чтобы понять насколько изменилась страна благодаря труду нынешних японских пенсионеров. Уровень интенсивности труда в Японии в 1950-1970-ых годов был одним из самых высоких в мире.
Когда случилась авария на атомной электростанции Фукусима, японские пенсионеры-атомщики участвовали в ликвидации ее последствий. 630 пенсионеров-инженеров создали организацию «Ветераны-профессионалы для помощи Фукусиме» для ликвидации последствий атомной катастрофы. "Пожилые люди более устойчивы к воздействию радиации, чем молодежь. Поэтому мы должны забрать у молодых самые опасные виды работ и переложить их на свои плечи" - говорил тогда Ясутэру Ямада, 72-летний представитель организации. Этими людьми двигало чувство долга перед согражданами и будущими поколениями.
Очевидно, 72-летний Таро Асо, узрел свой гражданский долг в том, чтобы объяснить целой категории населения, что больше в них не нуждаются. Малограмотный католик голубых кровей, чьи родители использовали на своих предприятиях труд китайских военнопленных во время второй мировой войны, в очередной раз показал, что от сторонников правления элиты с националистическими взглядами в рамках правящей Либерально-демократической партии ничего хорошего ждать не приходится. Если быть точнее – японцам стоит ожидать в скором будущем урезания части социальных программ.
Политик говорил вовсе не о праве на эвтаназию для лиц пожилого возраста, он говорил о том, как хорошо избавиться от дорогостоящей медицинской помощи больным пенсионерам в стране с наибольшей продолжительностью жизни в мире. Медицина в Японии не является бесплатной, получает лишь ограниченное государственное финансирование (лишь 20% клиник государственные), наибольшую роль государство играет в ограничении цен на услуги частных клиник и в контроле за качеством услуг.
Цементный магнат и самый богатый чиновник правительства, Таро Асо, будучи премьер-министром в 2008-2009 году, уже называл пенсионеров «бременем» страны. Однако, он не стоит особняком среди ряда политиков развитых стран, которые делают все возможное, чтобы уменьшить налоги и увеличивать государственные субсидии для крупных корпораций, прощупывают почву для избавления от «пенсионного груза». Японский политик всего лишь озвучил то, что представители правящей партии Японии хотели бы воплотить на практике, но боятся потерять голоса избирателей. Чуть позже он предпочел извиниться: «Я приношу извинения. То, что я сказал, — это мои личные взгляды, но, наверное, их не следовало выносить на публику».
Высказывание Таро Асо в мгновение стало топ-новостью в японских СМИ и вызвало бурю негодования: «Почему все жалуются? Голосовали за фашиста, получили фашиста», «Вау, да это одно из тупейших заявлений, которое когда-либо приходилось слышать от политика. Надеюсь, он успокоится в мире. Люди не нуждаются в таких неудачниках в качестве руководителей», «Что дальше? Правительство поможет старикам поторопиться и умереть как так называемым «бесполезным ртам» в нацистской Германии?» - такие комментарии писали читатели к новости в интернет-издании Japan Today. Правда, были среди них и поддержавшие слова второго лица правительства.
Озвученное Таро Асо пожелание оживило в памяти одну из средневековых традиций Японии. В одном из рассказов японского писателя Ситиро Фуказава, ставшего основой для фильма Сёхея Имамуры «Легенда о Нараяме», говорится о бедной голодающей японской деревне середины ХІХ века. Жители, чтобы не держать дома лишние рты, придерживались традиции относить в горы на верную смерть своих родителей - нетрудоспособных стариков, достигших 70 лет, чтобы сэкономить рис и одежду для молодых. Другого выхода не было - еды не хватало для всех, а за воровство закапывали в землю живьем.
Средневековые традиции до сих пор вдохновляют японскую элиту голубых кровей. Но в данном случае имеем дело с отношением к пенсионерам как к «отработанному материалу», который уже не способен принести прибыль корпорациям, ради которых они работали, зато вынуждает направлять миллиарды на поддержание системы здравоохранения и пенсионного обеспечения. Пенсии в Японии обеспечиваются государством, и, несмотря на увеличение пенсионного возраста в 2001-2013 годах с 60 до 65 лет, стоит ожидать от правящей партии дальнейшего его роста, и увеличения количества т. н. сокращенных пенсий для тех, кто ушел на пенсию, не достигнув необходимого возраста.
Подгузников для взрослых потребляют больше, чем для детей
Нарастающие противоречия вокруг социальных программ частично связаны с демографическим кризисом, который переживает Япония. Осенью Bloomberg сообщил о превышении количества потребления подгузников для взрослых над количеством покупаемых подгузников для детей на рынке Японии. И хотя носить подгузники - новая мода японских девушек, не желающих стирать нижнее белье, тенденция на лицо.
Количество населения Японии достигло максимальной отметки в 128 млн. чел в 2008 году, после чего начало сокращаться. За последние 4 года японское население сократилось на 500 тысяч человек, а по прогнозам Министерства здравоохранения и благополучия, в 2060 году составит лишь 87 млн.чел., 40% из которых будет старше 65 лет. В 2010 году 23% японского населения было старше 65 лет. Сокращение населения при курсе правящей партии на сохранение моноэтничного характера государства (гражданство получают лишь иностранцы-представители интеллектуальных профессий, национальных меньшинств - 2 миллиона человек, преимущественной китайцев и корейцев), ограничение процессов миграции, делает неясным будущее экономики страны, и тем более с каждым годом уменьшает конкурентоспособность японской экономики по сравнению с китайской и корейской.
Потерянные десятилетия
Куда больше, чем демографический кризис, ситуацию в стране осложняет экономическая стратегия правительств правящей Либерально-демократической партии, которая с незначительным перерывом в 2009-2012 годах управляет Японией почти 60 лет.
Скандал с высказываниями Таро Асо - первая серьезная неприятность для вернувшейся во власть ЛДП во главе с Синдзо Абэ. «Своими высказываниями Асо нанес большой вред кабинету министров Японии, сформированному меньше месяца назад», — считает руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов.
Стоит обратить внимание, что разговоры о непосильном социальном бремени для Японии идут на фоне непрекращающихся уже третье десятилетие вливаний государства в экономику, которые лишь ненадолго оживляют экономический рост и позволяют заработать корпорациям. Япония имеет наивысший показатель госдолга в мире - 237% ВВП в 2012 г. Во многом этот долг обусловлен масштабными вложениями в экономику - 33,8 трлн. иен в 1990-ых годах, в 2000-ых- 45 трлн. иен, новое правительство Синдзо Абэ в 2013 г. уже успело выделить 10,3 трлн. иен (117 млрд. дол).
Эти вложения не изменили ситуацию с экономическим ростом - если в 1990-ых экономика в среднем росла на 1,1% в год, в 2000-ых на 0,8%, можно констатировать, что за счет роста долга, японская экономика держалась на плаву. Поэтому период 1990-2000-ых годов был назван потерянными десятилетиями, а также принес ранее неведомую безработицу.
Победа либерал-демократов на выборах в 2012 году знаменует очередное потерянное десятилетие в истории Японии. Ситуация повторяется, ежегодно меняются лишь разные политики во главе правительства. Эксперты BNP Paribas, Nomura Securities, Citigroup ожидают вследствие государственных вложений правительством Абэ роста экономики в 1,8-2.2%, но без новых вливаний, рост в 2014 г. составит лишь 0,3%.
Нынешнее правительство сразу вернуло в повестку дня восстановление работы атомных электростанций, чтобы уменьшить закупку топлива. Конечно, отказ предыдущим правительством от использования 50 японских атомных реакторов, привел к резкому увеличению потребления нефти и газа, и удорожанию японской продукции, но проблема многочисленных АЭС на сейсмически активной территории страны остается одной из важнейших, японцы в большинстве своем хотят избавиться от атомной энергетики.
Экономическая политика правительства Абэ, направленная на усиление конкурентоспособности японской экономики за счет вложений в японскую промышленность, низкого курса иены и обещанного уровня инфляции в 2%, вряд ли выдержит критику в случае начала валютных войн, для участия в которых нет резервов. Ослабление курса иены уже испортило настроение канцлеру Германии Меркель, назвавшей политику Токио валютными махинациями. И испортит настроение избранной президентом Кореи Пак Кын Хе, уже было собравшейся отмечать инаугурацию под хит национального героя Psy - «Gangnam Style». Вместо изучения движений наездника от назойливого исполнителя, корейский президент будет разбираться с падением спроса на корейские товары в результате действий японского правительства.
Внешняя политика в распоряжении националистов
2011-2012 года были отмечены нарастающим противостоянием с Китаем и Кореей вокруг спорных остовов, которые провоцировали желающие проинспектировать их оппозиционные тогда либерал-демократы. Правительство Синдзо Абэ приступило к бурной деятельности на международной арене с целью создания стратегии ограничения доминирования Китая в регионе. Стоит ожидать перемещения японских предприятий из Китая в страны Юго-Восточной Азии. Прошлогодний конфликт принес большие потери японскому экспорту, из-за сокращения торговли с Китаем и простоя производственных мощностей в КНР. В Китае находится 3,8 тыс. филиалов японских компаний, на 2011 год Япония вложила 48 млрд.дол. в обрабатывающую промышленность Китая.
Японское правительство уже получило поддержку от стран Юго-Восточной Азии (ожидающих переноса японских предприятий из недружелюбного Китая), Австралии и Индии, недовольных ростом влияния и экономической конкуренцией Китая в регионе. Ожидается теплый диалог с Россией. Российский эксперт Василий Молодяков считает, что «на фоне прошлогоднего обострения отношений с Пекином и Сеулом именно из-за территориальных проблем вялотекущий, но корректный диалог с Москвой по аналогичному вопросу выглядел почти идиллически.»
Жесткая конкуренция на рынке электроники, которую Япония проигрывает корейским и китайским производителям (вследствие чего ожидается банкротство Sharp), усугубляется поставленными задачами построить 2 островные военные баз на островах, находящихся рядом с Тайванем и спорными островами Дяоюйдао. Проблемы обусловлены и наличием в правительстве министров с националистическими взглядами, отрицающих изнасилования японской армией во время Второй мировой войны т.н. «женщин для комфорта в Китае и Корее, назначением министром сына лидера японских ультраправых Синтаро Исихары, заявлением Абэ о том, что он жалеет, что не посещал раньше храм Ясукуни, где похоронены японские военные преступники. Все это способствует разжиганию ненависти в регионе к Японии, бойкоту японских товаров.
Потребность в альтернативах
На фоне происходящего, единственным исключением из правил в японской политике за последние 20 лет можно назвать правительство Юкио Хатоямы в 2009-2010 годах, пришедшего к власти на волне триумфальной победы оппозиции в 2009 году. Среди его позитивных достижений называют введение, по требованиям его социал-демократических союзников, государственных субсидий для семей с маленькими детьми, восстановление пособий для матерей-одиночек, увеличение на 8.2% бюджетных затрат на образование, повышение на 9,8% бюджета социального обеспечения, включающего расходы на уход за детьми и медицинскую помощь, введение пособия на детей, уменьшение платы за медицинские услуги для безработных, расширение предназначенного для аренды государственного жилья для семей с детьми и пожилых семей, введение ряда бесплатных услуг для инвалидов. Можно сказать, что правительство Хатоямы позитивно затронуло своей деятельностью наиболее социально уязвимые слои японского общества.
Однако Хатояма никогда не имел поддержки большинства в правящей Демократической партии, ожидания от возможностей его правительства были завышенными. Хатояме не удалось установить более равноправные отношения с США, решить проблему с переносом или ликвидацией американской военной базы на Окинаве, чего требовало общественное мнение в Японии, возмущенное фактами изнасилований японских девушек. Не удалось продвинуться в вопросах восточноазиатской интеграции, этому способствовало оживление территориальных споров с соседями и преобладание националистических настроений среди представителей «старой школы» японского бизнеса (крупнейших корпораций).
Сейчас, когда правительство Абэ занято выстраиванием оборонительной в экономическом и военном плане стратегии против Китая в регионе, покинувший ряды Демократической партии Хатояма совершил 17 января визит в Китай и признал наличие спора с Китаем вокруг островов, и факт нанкинского геноцида китайского населения японскими военными в 1937 году. Будет ли это началом нового этапа его политической карьеры – сомнительно, либеральные взгляды в Японии сейчас не в моде, да и нет пока политических сил, способных стать конкурентом для правящей партии.
Прошедшие в 2012 году выборы показали рост националистических настроений во всех трех ключевых странах Восточной Азии. Национализм, его поддержка многими корпорациями, мешает прогрессу в Японии и регионе. Доминирующие в правительстве Японии национал-консервативные взгляды, попытки оправдать преступления японской армии во Второй мировой войне, являются пусковым механизмом, разжигающим вражду в регионе. Это, наряду с критикой модели социального государства со стороны Таро Асо, и создает образ Японии ближайших лет, словно застрявшей во времени со множеством проблем, которые не будут решены при нынешней власти – рост государственного долга, будущее атомной энергетики, кризис экономического сотрудничества с соседями. Чувствуется потребность в альтернативах национализму, иначе все эти проблемы будут только увеличиваться.