Страсти по Конституции. Вас не поймешь - Сеня за, Юля против...

Страну накрыл очередной мыльный пузырь. Вслед за евроинтеграцией, включающей в себя более мелкие фетиши в виде свободы и демократии, все вдруг уверовали в то, что причиной подавляющего числа экономических бед и политических катаклизмов страны является униженная и оскорбленная Конституция 2004 года. Тема не нова. Мягко говоря. Но восстала из мертвых на волне захлебывающейся революции.

По сути, имеем дело с классическим информационным вбросом, коих мы за последние десять лет активной политической жизни (берем за отправную точку оранжевую эпопею 2004 года) видели немало. Оппозиция предлагает запретить ввоз товаров для силового подавления митингов Тупик, в который сами себя загнали лидеры оппозиции, приводит к тотальной истерии.

Вчерашний день ознаменовался выкидышем недоношенных требований, которые по странному стечению обстоятельств замостили собой все информационное поле. Какие админздания, ребята? Какое урегулирование уличных противостояний? Все дело в Конституции, которую три с лишним года назад вернул в изначальную редакцию 1996 года проклятый уже всеми кому не лень Конституционный суд. Лейтмотив, которым спекулируют оппозиционеры, следующий.

Президент Янукович, являющейся олицетворением всего им ненавистного, узурпировал власть, отметив политреформу 2004 года, после чего страна скатилась к диктатуре. Президентско-парламентская модель стала главным источником всех украинских проблем и настоящим проклятием государственности. Переговорные потуги привели революционеров в Раду (что похвально).

Насосавшись диктаторской крови и отменив резонансные «законы 16 января», оппозиционеры дошли и до благодатной темы конституционной реформы, которой к этому времени уже сполна прожужжали уши доверчивого электората. День «Х» был назначен на 4 февраля, когда, если верить прожектам оппозиционеров, растиражировавшим новость о том, что с ними солидарна чуть ли не половина фракции Партии регионов, должно было все случиться. Не случилось.

Парламентский день прошел под эгидой бесполезных переговоров, внутренних псведодискуссий, а закончился и вовсе невероятным эпикфейлом.

Начнем с сути вопроса. Парламентско-президентская модель, по которой нам с вами довелось жить четыре года, презентуется, как формула конкуренции политических элит, якобы гарантирующая сытость волкам и безопасность овцам.

Власть распределяется между президентом и Кабмином, а дирижером всего этого действия выступает всеми нами любимая Верховная Рада. Сам Виктор Андреевич политреформу ненавидел, она превратила его в свадебного генерала. Тогдашний премьер-министр Юлия Тимошенко. политреформу жаловала – конституция сделала ее, по факту, первым лицом государства Авторство модели формально принадлежит Леониду Кучме и Александру Морозу, которые таскались с этой идеей, как с писаной торбой, долгие годы и смогли воплотить ее в жизнь лишь в легендарном 2004 году. Мотивы были сугубо личностные. Кучма хотел войти в историю как последний полноценный президент Украины (оказалось, не суждено), а Сан Саныч готовил под себя сладкое - при таком раскладе - место спикера парламента (и таки провернул эту авантюру).

Таким образом, в условиях типичного уже для нас политического кризиса удалось развести Виктора Ющенко. Сам Виктор Андреевич политреформу ненавидел, она превратила его в свадебного генерала, вынужденного козырять губернаторами в отместку тогдашнему премьер-министру – Юлии Тимошенко. Юлия Владимировна же политреформу жаловала (не спешите) – конституция сделала ее, по факту, первым лицом государства. При тогдашней конфигурации именно конституция 2004 года во многом посодействовала пожиранию «Нашей Украины» Юлией Владимировной и выходу лидера разросшейся «Батькивщины» во второй тур президентских выборов.

Пиховшек рассказал, что именно сказал Янукович о выборах Когда шли выборы 2010 года, многие не могли угомониться: «К чему так бороться за президентское кресло, если власть останется у премьера?». Ой, как оказалось, было к чему. Всем еще на старте было понятно, что политреформу отменят и вернут президентские полномочия 1996 года. Поверьте, Тимошенко это сделала бы на раз-два.

Янукович тоже не стал выдумывать велосипед и нашел решение, направив в нужное русло усилия Конституционного суда. Страна получила новую власть и предсказуемость государственной машины.

Народ, голосуя, дает власти карт-бланш, и глупо думать, что кто-то, выбирая Януковича, думал о парламентской конъюнктуре, тонкостях разделения властей и прочих деталях, которыми электорат никогда особенно не интересуется. Поэтому все разговоры о том, что действующего гаранта выбирали не «под эти полномочия», могут быть правильными лишь по форме, но уж никак не по сути. Вернемся к дню сегодняшнему. Прекрасно отдавая себе отчет в том, что народ и «онижедети», а также «радикально настроенные патриоты» не смогут стоять на Майдане бесконечное количеств трудодней, оппозиционеры старательно пытаются выжать из сложившейся ситуации максимум. Этот максимум и заключается в том, чтобы ослабить Януковича и взять Кабмин в условиях, когда премьер будет первым лицом. Быть кроликом на побегушках у Федоровича никто же не захотел, правда?

Поэтому тема с конституционной реформой и запустилась в массы. Сергей Соболев, главный спикер майданно-эфирных политинформаций, сегодня просто на уши пытается поставить всю страну, доказывая, что «основное требование граждан Украины сегодня - это изменение конституционного строя». Оппозиционеры рвали на себя рубашки, рассказывая, что никакого большинства у власти в парламенте уже нет, а самого ВФЯ усиленно сдают свои же. Осталось только Конституцию поменять, а все остальное приложится. Народ на Майдане почесал затылки. И в лучших традициях «партия сказала надо, комсомол ответил – есть», подумал, что таки да, это, пожалуй, главное требование. Агитпром работал примитивно, но дал свои плоды. Дрожащие на морозе митингующие и сочувствующие перед телевизорами, пардон, мониторами, впитали воодушевляющую идею вернуться в славные додиктаторские времена. Акцент делался на разделении властей, демократии, роли парламента и прочих наживках, которые с традиционным удовольствием воспринимает оппозиционный электорат.

 Почему? Не спрашивайте, я искренне еще пару месяцев назад думал, что это уже работать не будет. Ошибался. Гешефты, как всегда у всех оппозиционеров разные, но весь ревком, увы, «лучше выдумать не мог». Яценюк питает надежды на непозорное премьерство. Тягнибок метит в спикеры при «патритычний влади», а боксер всея Германия уже видит ковровую дорожку, ведущую в инаугурационный зал. Кстати, Кличко реформу бы отменять не стал. Роль свадебного генерала ему как раз бы подошла.

Власть, казалось бы, замешкалась. Полетела масса липовых и полулиповых инсайдов, сообщающих что фракция таки посыпалась. Группы Ахметова, Тигипко и Фирташа закачались в разные стороны, но, видимо, профита не увидели и предпочли пока остаться на стороне действующего гаранта.

Конец парламентского перерыва ждали с широко разинутыми ртами. В итоге получили предсказуемый кукиш, который особенно горько воспринялся на фоне «слива», произошедшего за два часа до этого. Появилась информация о том, что экс-премьер Юлия Тимошенко требует от фракции «Батькивщина» отказаться от возвращения Конституции 2004 года. Соответствующее письмо прочитал на заседании фракции защитник экс-премьера Сергей Власенко. Весть любезно растиражировал давний почитатель леди Ю Виктор Балога. В итоге получили предсказуемый кукиш. Появилась информация о том, что экс-премьер Юлия Тимошенко требует от фракции «Батькивщина»... отказаться от возвращения Конституции 2004 года Удар оказался из серии «ниже пояса». Главная жертва режима, тщательно подавляемая борцами с этим же самым режимам, таки прорвалась в информационное пространства и, тем самым, свела на нет все оппозиционные потуги последних суток.

Понять Тимошенко можно. Ушлые три лидера оппозиции уже сформировали концепт будущей власти, в котором для Тимошенко места, естественно, нет. Юля, которая, конечно же, держит руку на пульсе, решила идти ва-банк. Как теперь быть? Пойти против воли узницы совести? Не комильфо. Опровергать «утечку»? Уже не сработает. Народ услышал то, что услышал. Идейная импотенция сказывается, засасывая оппозицию все глубже и глубже. Власть заинтересована в безрезультативных переговорах, которые покажут всю ущербность формальных лидеров протеста.

При таком сценарии сам протест плавно угаснет – разочарованные митингующие из числа «не за гроши» вряд ли долго будут созерцать оппозиционные фиаско.

Посыл Тимошенко был не столько в отказе от конституционной реформы (а все услышали именно это). Юля в очередной раз настояла на радикальном сценарии. Выходите из переговоров и добивайтесь досрочных президентских выборов. А это уж подавно не выгодно ни Кличко, ни Тягнибоку, ни измученному Арсению. Трио так отчаянно хочет стать бенефициарами хромающего на обе ноги протеста, что уже даже не мыслит столь глобальными категориями. Революционная пауза вновь сыграла на руку действующей власти, которой теперь осталось лишь потушить очаги внутренних конфликтов, которые, безусловно, имеют место быть. Но бастующие внутри ПР группы сегодня ощутили, насколько шатки оппозиционные позиции, поэтому рисковать и откалываться от alma mater в нынешних условиях – просто самоубийство.

О конституционной реформе не забудут. Власть и здесь будет манипулировать. Просили? Пожалуйста. Уже сейчас, по итогам провалившегося парламентского заседания, ПР и КПУ заявили, что менять Конституцию нужно по соответствующей процедуре - в течение двух сессий Рады и с поддержкой минимум 300 нардепов. Провести консультации, создать комиссии и тянуть до президентских выборов. Вот сникший после переговоров с президентом Кличко уже заявил, что Виктор Федорович отвел на конституционное «все про все» полгода. Никто спешить не будет. Это ведь такое ответственное для страны решение (политтехнологическому цеху ПР – на заметку). Если уж совсем прижмет – власть согласится под самый финал предвыборной борьбы, когда все ресурсы уже будут работать на победу.

Конституцию снова пытаются превратить в разменную монету. В 2004 году произошло политическое надувательство, но никак не переход к демократическому укладу жизни, принесшему заодно колбасу на бутерброды бедствующим украинцам. Пока народ этого не поймет, его и дальше будут разводить подобными инициативами. Но они рано или поздно закончатся. И тогда все станет на свои места. Виталий Филипповский, специально для Полемики

Источник: http://polemika.com.ua/article-137800.html#title