Расширение Таможенного Союза: про и контра

Эксперты: Минск не заинтересован в расширении ТС

По мнению экспертов, белорусские власти вряд ли действительно испытывают энтузиазм от планов Кремля привлечь в Таможенный союз (ТС) Беларуси, России и Казахстана новых членов, хотя на словах официальный Минск поддерживает намерения Москвы. Решение Армении присоединиться к ТС, а также отказ Украины подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом может, указывают аналитики, негативно повлиять на объем преференций, предоставляемых Беларуси Россией.

Кто желает интегрироваться

Белорусский президент Александр Лукашенко неоднократно высказывался в пользу расширения Таможенного союза. Еще на саммите Высшего Евразийского экономического совета 24 октября в Минске Лукашенко с удовлетворением заметил, что в ТС хотят вступить Армения и Кыргызстан.

Позже Ереван отказался от подписания на вильнюсском саммите "Восточного партнерства" соглашения об ассоциации с ЕС, заявив о намерении вступить в ТС. Украина также не подписала соглашение об ассоциации с ЕС, но пока воздержалась от заявлений по поводу своих перспектив в Таможенном союзе.

Минский политолог-международник Андрей Федоров полагает, что Александр Лукашенко ранее был просто вынужден высказываться в пользу расширения ТС, так как должен был следовать позиции российского руководства в этом вопросе. Федоров говорит, что в случае сближения позиций руководства Украины и России или присоединения к ТС Киева именно ему, а не Минску, будет отдано внимание Кремля. "У России уже нет сил и желания по полной программе кормить Украину и Беларусь, поэтому последняя отойдет на второй план", - объясняет политолог.

Денег станет меньше

В том, что присоединение к ТС новых стран-участниц не выгодно белорусскому руководству, уверен и эксперт аналитического центра "Стратегия" Валерий Карбалевич. По его словам, чем меньше союзников у России, тем больше экономических дивидендов получает Беларусь.

"Лукашенко отлично понимает, что в случае разворота Украины на Восток она становится для России и политически, и по масштабам более важной, чем Беларусь. Таким образом, временная победа России над Европейским Союзом в плане влияния на Украину не очень выгодна официальному Минску", - подчеркивает собеседник.

Ведь только в прошлом году, продолжает он, ссылаясь на данные Института экономики АН Беларуси, страна получила разного рода преференции от России на общую сумму в 10 миллиардов долларов. В случае увеличения числа союзников Москва в условиях ухудшения экономической ситуации больше не сможет так щедро спонсировать официальный Минск, резюмирует Карбалевич.

Плюсы и минусы

В свою очередь председатель Белорусской партии левых "Справедливый мир" Сергей Калякин полагает, что Таможенный союз должен расширяться, "хотя он и так уже является довольно объемным по размеру рынком". "Но его расширение могло бы быть благом для всех, если присоединяющиеся страны не становились бы получателями донорской помощи от других", - указывает Калякин. По его мнению, в данном случае донором является Россия, и именно она должна думать о том, во что обойдется ей расширение ТС и активизация интеграции.

В то же время, продолжает лидер "Справедливого мира", если в Таможенном союзе будут и другие страны, которые имеют аналогичные с Беларусью проблемы, и они захотят отстаивать свои интересы при подписании соглашений с Россией, то наличие в ТС нескольких небольших государств может даже помочь лоббированию интересов Беларуси.

Если рассуждать чисто теоретически, продолжает политолог Александр Класковский, то чем больше рынок, тем больше возможностей для кооперации. Но это, по выражению политолога, работает в случае развитых стран с более благополучными экономическими системами, чего не скажешь о постсоветских странах, которые бедны, особенно Армения и Кыргызстан.

Статус-кво - лучше всего

"Новые потенциальные участники ТС идут в него с протянутой рукой, на Россию упадет дополнительная нагрузка, а Беларусь может лишиться многих преференций. А если Украина потребует серьезного снижения цен на газ, то Москва будет вынуждена скрупулезно считать каждый рубль, который идет на поддержку Беларуси, и в Минске это понимают", - отмечает Класковский.

Директор по исследованиям минского "Либерального клуба" Евгений Прейгерман придерживается мнения, что для белорусского руководства оптимальным было бы сохранение нынешней ситуации в ТС. Есть три страны-участницы, напоминает эксперт, а это не так много игроков. У них в руках "больше карт, чтобы выбивать какие-то выгоды для себя в рамках этой интеграции".

В то же время, если есть государства, которые действительно хотели бы присоединиться к Таможенному союзу, то и от них Минск мог бы получить какие-то уступки, не исключает Прейгерман. Он не видит никакой катастрофы в присоединении к ТС какой-то новой страны или даже нескольких.

Но Лукашенко, по словам Прейгермана, "всегда старается показать России, что именно он самый главный союзник и самый верный партнер, поэтому если в этом интеграционном объединении будет большое количество участников, то для белорусского лидера это будет менее выгодно, чем нынешняя ситуация".


Эксперты: Выгоду от расширения ТС Казахстан может извлечь лишь в будущем

После озвученного в октябре на заседании Высшего Евразийского экономического совета предложения президента Казахстана Нурсултана Назарбаева принять в Таможенный союз (ТС) Турцию и его замечания о том, что Армения - также, как и Россия, Казахстан и Беларусь - "должна пройти все процедуры, чтобы стать членом Таможенного союза", в Астане больше не высказывались на тему возможного расширения ТС. Ни соответствующее заявление Армении, ни желание Киргизии и Украины усилить сотрудничество со странами ТС казахстанские власти не прокомментировали.

Противоречивый баланс

В свою очередь независимые эксперты, оценив все "за" и "против", сошлись во мнении, что трансформация Таможенного союза в Евразийский экономический союз и расширение его за счет вступления Армении и других стран СНГ не открывают особых перспектив для Астаны. Причина, по мнению аналитиков, заключается в том, что Казахстан за последние 15 лет так и не развил собственную промышленную базу. И кроме сырья ему экспортировать в страны ТС нечего. Поэтому, подчеркнул в интервью DW бывший председатель Верховного Совета Казахстана Серикболсын Абдильдин, Астане нет никакой необходимости входить в экономические союзы.

Абдильдин также отметил, что высокие таможенные тарифы фактически на весь импорт крайне невыгодны Казахстану. Местный рынок вместо дешевого китайского ширпотреба заполонили более дорогие российские товары, в то время как расширению экспорта из Казахстана мешают технические стандарты, принятые Россией и Беларусью еще до образования ТС. В связи с чем, отметил экс-спикер, нет ничего удивительного в том, что еще в сентябре в Казахстане началась кампания по выходу страны из ТС, инициированная национал-патриотическим движением Казахстана.

Активисты компании провели в Алма-Ате собрание, в котором приняли участие до 500 делегатов со всех регионов республики, и собрали около 200 тысяч подписей граждан для проведения референдума о выходе Казахстана из ТС. Но официальные власти не поддержали эту инициативу.

Главной причиной акции ее идеологи назвали "непомерные имперские амбиции Кремля", поскольку, по их мнению, за ТС и Евразийским экономическим союзом скрываются вовсе не экономические цели, а попытка России воссоздать в новом виде СССР. "Главе российского государства Владимиру Путину нужен более мощный союз, который позволил бы ему стать тяжеловесом в мировой политике. Сегодня ему удалось убедить Армению, завтра в состав ТС войдет Киргизия, Таджикистан, Грузия. Но Казахстан от этого никак не выигрывает", - полагает Серикболсын Абдильдин.

Высокие тарифы и проблемы малого бизнеса

С ним солидарен и лидер казахстанских социал-демократов Жармахан Туякбай. Но, признает он, главная причина недовольства Таможенным союзом лежит все же в экономической плоскости. "Если бы в состав ТС вошли Турция и Китай, то можно было бы говорить о больших перспективах экономического развития и равных правах для всех участников интеграционного объединения", - отметил DW Туякбай.

Пока же, по его выражению, "мы видим лишь то, что высокие тарифные ставки бьют по малому и среднему бизнесу Казахстана, что мы не способны конкурировать с российскими и белорусскими товаропроизводителями, а экспорт казахстанских промышленных товаров в страны ТС существенно сократился".

Между тем, по данным Агентства по статистике Казахстана, общий объем экспорта в Россию и Беларусь за семь месяцев 2013 года по сравнению с соответствующим периодом 2012 года вырос на 0,4 процента, тогда как импорт из этих двух государств в Казахстан увеличился на 7,3 процентов. Такой расклад, указывает председатель Ассоциации пенсионных фондов Казахстана Айдар Алибаев, получается из-за того, что казахстанские чиновники неумело отстаивают национальные интересы.

Перспективы развития ТС еще впереди

Вместе с тем существует и иная точка зрения, согласно которой выгоду от Таможенного союза Казахстан сможет получить в перспективе. Так, по мнению экономического аналитика Петра Своика, те интеграционные процессы, которые происходят сегодня, еще нестабильны, и их положительный эффект станет заметным позднее, когда все участники Евразийского союза смогут обладать равными правами. Пока этого нет, подчеркивает эксперт, для Казахстана было бы выгоднее занять выжидательную позицию и заниматься повышением качества собственных товаров, а также способствовать развитию конкурентоспособного бизнеса.

В свою очередь политолог Эдуард Полетаев заявил DW, что вступление Армении в ТС позволит Казахстану выйти на новые рынки в странах Персидского залива через транспортный коридор "Север-Юг". В данном проекте, объясняет эксперт, заинтересованы как Ереван, так и нынешние члены ТС. Армении транспортный узел международного значения позволит выйти из коммуникационного тупика, а участников ТС он свяжет с рынками Ирана и Южной Азии.

Что же касается вопроса поддержки более слабых экономик возможных новых членов ТС, то Полетаев согласился с тем, что Астана достаточно настороженно относится к их появлению. Однако процесс по расширению ТС только начался, и это не позволяет аналитикам делать определенные прогнозы.

"Я считаю, что опасений не должно быть, поскольку с этими странами мы уже сотрудничаем в рамках других международных организаций: ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС. Что касается непосредственно Армении, то в 2012 году торговый оборот между нашими странами составил 3 млн долларов. В 2011 году он достигал 9 млн. Эти суммы говорят о том, что товары из Армении не грозят заполонить наш рынок", - констатирует Полетаев.

И добавляет, что гораздо больше опасений у Астаны вызывает стремительное перерастание Таможенного союза в союз политический, поэтому власти Казахстана продолжают настаивать на его экономических целях. Что касается рядовых казахстанцев, то, по данным исследования Евразийского банка развития (ЕАБР), в 2013 году 73 процента их поддержали ТС и участие страны в нем. Согласно опросу ЕАБР от 2012 года, тогда этот показатель составлял 80 процентов.