Война сегодня началась
В 4 часа З0 минут по боевой тревоге мы поднялись навстречу врагу с аэродрома в Судилкове, что в 15 километрах восточнее Шепетовки. Через воздушное пространство над аэродромом летели группы самолетов. Они шли высоко, но по силуэтам летчики без труда опознали их: да, это «юнкерсы» и «хейнкели».
Поодиночке воздушные пираты появлялись над нами и раньше...
Но теперь это была уже не провокация. «Юнкерсы» и «хейнкели» направлялись бомбить и обстреливать то, что было разведано и отснято ими на фотопленку. Противник наносил удары наверняка. В первую очередь налетам подверглись те аэродромы, на которых базировались части и соединения, вооруженные новыми типами самолетов. На наши «чайки» немецкие летчики не обращали никакого внимания, видимо, не считая их серьезной боевой силой, пролетали мимо, даже не пытались бомбить аэродром. Или ничего не знали о нем?
... Командующий Юго-Западным фронтом генерал М.П.Кирпонос приказал ... сосредоточить усилия авиации на прикрытии с воздуха выдвигавшихся к границам войск, нанесении сосредоточенных ударов по танковым и моторизованным группировкам противника и его ближайшим аэродромам. Для этого было решено перебросить полк ближе к линии фронта.
23 июня на аэродром Судилков проводить авиаторов пришли их жены и дети. С невыразимой болью расставались летчики со своими родными. Удастся ли встретиться еще? Что будет с семьями на трудных дорогах эвакуации под вражескими бомбами?
...Вскоре мы узнали, что в глубь нашей территории в направлении на Киев гитлеровцы нацелили крупные силы... Мы получили приказ перебазироваться обратно на свой аэродром под Шепетовку.
...Аэродром Судилков жил кипучей боевой жизнью. Младший лейтенант Кострицин первым в полку сбил вражеский бомбардировщик, двух стервятников сбил старший политрук Сердюцкий, отличились в воздушных боях капитаны Богданов и Корочанцев, старший лейтенант Колесников, лейтенанты Троян и Смирнов, младшие лейтенанты Ремезов, Мурзин, Иванчей. В первые же дни войны враг увидел, на что способны советские летчики. На Юго-Западном фронте родилась слава летчика 91-го истребительного полка младшего лейтенанта Дмитрия Ковтюлева. За две недели войны он сбил три немецких самолета, а четвертый вынудил приземлиться на нашей территории в районе Бердичева. После вынужденного «путешествия» под бомбежками и обстрелами, возвратившись в родной полк, мы радовались успехам наших товарищей. Перелетев из Ковеля в Судилков, они сразу же включились в боевую работу и достигли многого...
Между тем обстановка в воздухе продолжала усложняться. Мы должны были прикрыть аэродромы Коськов, Варваровка, Врублевка, Тирановка, железнодорожный узел Шепетовка, наземные войска в районе Шепетовка, Изяслав, Славута, сопровождать бомбардировщики 14-го бомбардировочного полка, вести воздушную разведку, штурмовать наземные войска противника, вылететь на перехват вражеских самолетов по вызову пункта ВНОС Шепетовки. Воздушные бои становились все более ожесточенными. Гитлеровцы неистовствовали. После легких побед на западе их удивляло сопротивление советских бойцов. Наши летчики смело вступили в бой даже при десятикратном превосходстве противника. Один сбитый гитлеровский ас воскликнул на допросе:
- Ваши летчики - безумцы! Безрассудно идти в атаку при таком неравенстве сил!
Из повести Г.Р.Павлова «Однополчане»