Валерию Викторовичу Штурбабину первого июля исполнится 50 лет. Он родоначальник фехтовальной школы в Нетешине и глава семейства, в котором три заслуженных тренера Украины и один заслуженный мастер спорта. Он привел к золотым олимпийским медалям нетешинок Галину Пундик и Олю Жовнир. Вместе с тренером этим спортсменкам присвоено звание почетных граждан Нетешина. Как обычно, у почетных граждан нет времени побывать в родном городе: тренировки, соревнования. Поэтому мы пообщались с супругой Валерия Викторовича заслуженным тренером Украины Ольгой Каральтдиновной   Штурбабиной.

 

- Тренерская судьба быть в вечных разъездах, на сборах и соревнованиях. Видитесь не часто?

- Сейчас у Валерия большие нагрузки, потому, что на плечах не только женская сборная Украины по сабле, но под его крылом и мужская команда. Могу констатировать, что результаты улучшились у девченок  и  у ребят: саблистки в этом году завоевали звание чемпионок мира, были лучшими на юниорском чемпионате мира. Здесь проявила себя еще одна нетешинка Алина Комащук.  Оля Жовнир в индивидуальных соревнованиях поднялась на третью ступень пьедестала почета Кубка мира. Дима Бойко – призер молодежного европейского первенства. Сын Олег стал бронзовым призером Московской сабли. Все это требует огромной самоотдачи, и я считаю, что на данный момент Валерий лучший тренер, может быть и в державе. Он заслужил признание и доказывает его ежедневным трудом. Ему верят спортсмены. Отсюда и результаты. Считаю, что доверие тех, кого ведешь за собой – это самый лучший подарок к юбилейной дате. Он настоящий усатый нянь, о чем написано во многих изданиях. Нетешинцам, наверное, будет интересно почитать выдержки из прессы о Валерии.

Уроки Штурбабина

Именно на уроках замечаешь, что тренерское амплуа Штурбабина – педагог, даже воспитатель. Недаром журналисты метко прозвали его «усатым нянем». Он спокоен, уравновешен, терпелив, не оставит без одобрительной оценки ни одного удачного действия спортсмена.

«Я вызываю, ты пропускаешь, – учит Сашу Торчука. – Противник понимает, что ты умный. А он должен думать, что ты глупый. Вот когда ты с Поздняковым дрался, он рассчитывал на умного соперника, а ты сыграл простачка и получил результат. Все равно, что подумают другие, главное – результат. Вот оно! Здорово!»

Со­в­сем по-другому Штурбабин работает со Стасом Конопацким, не скрывает, что поле для совершенствования у того – огромное. «Стас, с твоими данными ты не «гладить», а «убивать» меня должен! – восклицает тренер. – Смысл фехтования в том, чтобы нанести удар и не пропустить. А если пропустил – быть правым по фразе». Напоследок подстегивает спортсмена: «Маленьким ты был более талантлив. Потому что разгильдяем не был!»

Очередной урок – Оле Харлан. Она пришла в зал заранее, сделала разминку, поработала над выпадом, выбрав в оппоненты одну из боксерских груш. Во время занятия с тренером поначалу на дорожке совсем тихо, только иногда слышны реплики Штурбабина: «Освободись!», «Хорошо!», «Мелко». Перехват, ложный удар, другие нюансы – за этот урок олимпийской чемпионке можно ставить «пятерку». Реноме старательной ученицы подтверждает и наставник. Рассказывая о важности неожиданных маневров, он восклицает:

– Скажи, кто в мире может ждать от Харлан неправильного удара?!

– А правильного? – спрашивает Оля со смущенной улыбкой.

- У тебя восемьдесят процентов ударов правильные, – серьезно отвечает Штурбабин. И начинает учить... бить неправильно. Для разнообразия спортивного репертуара. А оно, в свою очередь, опять-таки работает на результат.

- После Олимпиады с девочками из чемпионской команды стало легче работать или сложнее? – спрашиваю во время паузы тренера саблисток.

- По большому счету ничего не поменялось. Разве что доверие к тренерским действиям усилилось. У них долго появлялась вера в то, что я говорю, что мы делаем, в тренерскую интуицию. Во время одних соревнований, других. На чемпионате мира в Петербурге была ситуация, когда Нине Козловой во время полуфинального поединка я закричал: «Стоять!» Она повернулась и спрашивает: «Как стоять?» Судья дает старт, я кричу: «Стоять!», Нина стоит. Я кричу: «Пошла!» – она мчится и наносит удар. И так три раза подряд! Это помогло выиграть у китаянок.

Перед Олимпийскими играми девчонки пытались бунтовать: потому что во время сбора в Алуште в шесть утра у них уже была зарядка, пробежки по эстакадам. Они фыркали, мол, до Игр еще много времени, подтянемся. Но когда закончилась Олимпиада, я у Лены спрашиваю: «Ну что?» И она отвечает: «Да, и возразить-то нечего».

Много внимания Валерий Викторович уделяет развитию интуиции спортсменов. «Вы должны быть экстрасенсами, угадывать действия противника, настроиться на его волну», – говорит он подопечным. И посвящает этим вопросам вечерние занятия.

– После ужина я собираю их мою «белиберду» слушать, в игрушки играть.

- В игрушки?

- Да, различные игры на развитие интуиции. Они должны быть немного экстрасенсами. Многие недооценивают этот фактор, а он действительно важен. В принципе, хороший спортсмен очень много ударов наносит на интуиции. Фехтовальные поединки быстротечны, анализировать возможные действия соперника сложно. Для молниеносной оценки ситуации важен не только опыт, но и интуитивное ощущение, как надо себя вести. Оно есть у каждого человека, но, как правило, скрыто. И мы пытаемся «вытащить» эти способности.

К сожалению, я успеваю воплотить не все задумки, жаль, что в сутках всего 24 часа. Утром просыпаюсь пораньше – и придумываю ребятам что-то новенькое, нестандартное.

- После Олимпиады вы уже три раза встречались со сборной Китая. Чем поединки в Москве и Фодже, который вы выиграли, отличались от проигранной встречи в Орлеане?

- Это был несчастный случай (смеется). Меня не было в Орлеане. Хотя это, наверное, не самое главное. Мы шли впереди всю встречу, вели двенадцать ударов, так же, как китаянки у нас на Олимпиаде. Но предпоследний бой Лена Хомровая проиграла со счетом - 2:13. Что с ней случилось - не знаю. Возможно, своего рода неожиданностью стало то, что китаянки поменяли лидера команды. Артем Скороход тренер немолодой, но опыта встреч на таком уровне у него пока мало. Вероятно, не нашел тех слов, которые были необходимы его ученице Оле Харлан. Для нее три удара - это не такой большой отрыв. Кстати, уже на следующих соревнованиях в Москве Оля выиграла у китаянок последний бой со счетом 11:0.

- Беря на себя ответственность за мужскую сборную, вы не боялись, что получится как в известной пословице: за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь?

- Нет, потому что с ребятами работает, и, надеюсь, и дальше будет работать Гарник Давидян. В женской команде меня подстраховывает Артем Скороход. А юниоров и кадетов согласился опекать молодой тренер Сергей Шкаликов.

- А основой команды будут такие опытные спортсмены, как Владимир Лукашенко, или же молодежь, вроде Евгения Стаценко, ставшего недавно бронзовым призером чемпионата мира среди кадетов в Белфасте?

- Возможно, это было ошибкой сделать ставку на ветеранов. Но также неправильно и убирать их искусственно. Нужно не проталкивать молодых спортсменов в команду, а создавать условия, чтобы они могли бороться за место в ней. Вове Лукашенко сейчас 29 лет. Разве можно говорить, что он старый? Станислав Поздняков завершил карьеру после Олимпиады в Пекине в 36 лет. Альдо Монтано в свои 37 лет прекрасно фехтует. Отказываться от Лукашенко, по меньшей мере, глупо. Во-первых, сегодня никого лучше у нас нет. Во-вторых, фехтуя с ним, будет расти молодежь.

- Вы себе тогда никакого сказочного персонажа не определили. Валерий Штурбабин доктор Айболит или Бармалей?

- Скорее, второе. Наверное, потому что я их больше всех люблю и больше всех наказываю. И в отличие от других, которые оглядываются на возможные медали и дивиденды, не боюсь этого делать. Вероятно, поэтому они меня и уважают. Олимпийская чемпионка или спортсменка, только пришедшая в зал - для меня не имеет никакого значения.

- Из детского сада наша команда уже выросла, может, пора и вам избавиться от главного атрибута «усатого няня»?

- Мне усы идут. А девчонки от меня таких жертв не требуют (смеется). Я по-разному выглядел. У меня была когда-то даже длинная шевелюра. Через детскую комнату милиции подстригали. А когда полтора года в армии служил, стригся налысо. Фотографии остались. Жена сказала: чтобы я тебя таким не видела. Все привыкли к моим усам, но если для команды нужен будет какой-то шок, побреюсь.

На снимке Виктора Гусарова: заслуженные тренеры, заслуженные работники физической культуры Украины Валерий Викторович и Ольга Каральтдиновна Штурбабины

по материалам газеты

«Спорт- Экспресс в Украине»

№26, 2009