Вспомните, помяните...

Каширин Вячесл­ав Михайлович ушел из жизни 27 июля 2016 года. Он проработал в УТЦ Хмельницкой АЭС 30 лет.

Каким он был? Он был большим умницей, творческой личностью. Немного таких людей встречались мне в жизни. Необычайная сила характе­ра, воля, независимость, в том числе и от чужого мнения. Он очень много читал, что-то вечно писал, много думал, размышлял…

В то же время он жил «в себе», не особо любил разговаривать ни о чем, а только «по делу». Мог грубо среагиро­вать на сказанную глупость, примерно так: «если вы хотите в этом разобраться, я скажу вам, где об этом почитать».

Интроверт, в общем. Многие его за это и не любили.

Каширин Вячеслав Михайлович был первым начальником учебно-тренировочного пункта Хмельницкой АЭС. Он недолго был начальником, но успел кое-что сделать: прекрасное здание УТЦ – это его заслуга.

Здание УТЦ было намече­но стандартным трехэтажным строением типа общежития. И стоять оно должно было в городе­, где сейчас вертолетная пло­щад­ка. Каширин случайно нашел замечательный дом в Киеве, излазил его вдоль и поперек. Узнал, где его проектировали, добился в министерстве замены проекта УТЦ. Он активно участвовал в доработке проекта ново­го здания: добавили в проект еще корпус, где столовая и спортзал. И, наконец, выбрал этот утес, где и сейчас стоит Учебно-тренировочный центр.

Это самый красивый УТЦ во всем мире, не так ли?

Помню, как мы работали на субботнике на этом утесе, рубили кусты, корчевали пни, готовили площадку для строителей. Аля Горобец, Олег Николаев, Люба Павлова, Олег Чередниченко, Сережа Бержанский и другие работники тогдашнего УТП.

А потом Каширин В.М. уле­те­л на год в Америку, где наши ребята с помощью аме­ри­кан­с­­ких специалистов (и их финан­сов) изобретали тре­на­жер для подготовки операторов БЩУ. Каширин был назна­чен руководителем раз­работки. Это был его восьмой тренажер.

Один из его первых тренажеров (локальный тренажер систем АЭС) экспонировался­ в Канаде на научно-технической выставке. Затем был тренажер для атомного ледокола «Ленин». Каширин тогда­ еще плавал полгода на ледоколе, изучал работу. Потом был тренажер для реактора БН-250, который обслуживал опреснительные установки в г. Шевченко в Казахстане. Затем были два тренажера в УТЦ Нововоронежской АЭС, для ВВЭР-440 и ВВЭР-1000. И вот этот наш. Это его последний, восьмой.

Как сказали американцы, этот тренажер, когда его сдали­ в эксплуатацию, был самым лучшим в мире. И неудивительно такое заявление, потому­ что на это были причины. Во-первых, это модернизированная инструкторская станция. Таких станций ранее не было. Все было раньше гораздо проще. Сейчас же были существенно увеличены возможности управления инструктором хода тренировки, регулирования аварией, ввода новых данных и т.д.

Во-вторых – это команда. Команда отличных профес­си­оналов-оперативников. Это Сергей Троценко, Павел Поспелов, Миша Гашев, Олег Грошев, Толик Бойко и другие ребя­та. Они продумывали реальные аварийные ситуации, которые могли возникнуть на блоке,  их развитие и способы устранения, и реали­зовывали это на тренажере. Это также программисты и электроники: Володя Занин, Сережа Бобылев, Юра Щербань, Саша Есин и другие.

Наш тренажер, хоть и прошло столько лет, и сейчас один из лучших в стране. Гордитесь им! Каширин его любил, очень! Как любит мужчина своего позднего ребенка.

Четвертого сентября будет 40 дней со дня смерти Каширина Вячеслава Михайловича. Его душа прилетит прощаться со всеми, кто его помнит. Если вы еще помните его, помяните, пусть земля будет ему пухом…

Зоя Грибанова, вдова