Он создал шепетовский «Темп»

Джумбер Нишнианидзе.

Недавно удалось пообщаться с экс-игроком шепетовского «Темпа». Мы поговорили о прошлом этой самобытной команды. Было приятно услышать много нового и интересного. Но одна фраза, сказанная бывшим футболистом «Темпа», меня неприятно шокировала. Мы вспоминали о «Темпе» и других исчезнувших командах, разговаривали о «Карпатах» и «Шахтере», «Динамо» и «Металлисте». Тут я назвал имя Джумбера Нишнианидзе. Футболист с сожалением в голосе сказал: «Джумбер покинул сей мир месяц назад». Я начал искать в интернете какие-то уведомления об этом, и нашел – на одном из шепетовских сайтов была размещена новость о том, что Джумбера Григорьевича отпели по церковным обычаям на местном стадионе. Сегодня, исполняется 40 дней с момента смерти одного из первых бизнесменов-владельцев футбольных клубов украинского футбола.

Предлагаю не вспоминать о прошлом владельца «Темпа». У каждого свои методы зарабатывания денег и осуждать или выдумывать неправдоподобные версии не будем. Достаточно сказать, что Джумбер Нишнианидзе родился в далеком 1948 году в Грузии. Жизнь занесла его в Воркуту, а потом Джумбер женился на украинке и приехал в Шепетовку. Это райцентр в Хмельницкой области, который искрометно был описан в легендарном «Золотом теленке» Ильфа и Петрова: «Ну его к чёрту! — с неожиданной злостью сказал Остап.— Всё это выдумка, нет никакого Рио-де-Жанейро, и Америки нет, и Европы нет, ничего нет. И вообще последний город — это Шепетовка, о которую разбиваются волны Атлантического океана».

Несмотря на то, что Нишнианидзе занимался водным поло, он решил создать в городе футбольную команду. Но не простую, не только областного масштаба, а такую, чтоб со временем обыгрывала киевское «Динамо». Наверное, в тот момент многие смотрели на бизнесмена, как на безумца, но он делал свое дело.

Первым шагом стало приглашение в команду известного тренера Иштвана Секеча, который на тот момент уже имел звание заслуженного тренера Таджикистана, Украины и Узбекистана. Иштван Йожефович недавно мне рассказал одну историю о Джумбере Нишнианидзе: «В Шепетовке произошло определенное перевоплощение команды. После первого года работы команда вышла в Первую лигу. Со временем команда вообще попала в Высшую лигу. Что касается Нишнианидзе, отмечу, что он не просто тратил деньги, он действительно любил команду. Однажды наш президент, а он когда-то занимался водным поло, пришел на предматчевую тренировку и сказал: «За такие премиальные, которые вам платят — я бы всю воду в бассейне выпил».

В Высшей лиге все шло не совсем гладко, но Нишнианидзе знал, что делать. Перед ним стояла четкая цель и со временем он ее достиг. После тренерской чехарды был найден выход – приглашение Леонида Ткаченко. Экс-тренер сборной Украины собрал солидную команду(Сергей Скаченко, Олег Колесов, Олег Деревинский, братья Капанадзе, Георгий Кондратьев), которая сходу заняла 9 место в Чемпионате Украины. В Шепетовке были повергнуты „Шахтер“, „Днепр“, Черноморец», а киевское «Динамо» на родном стадионе не смогло обыграть выскочек из Шепетовки. А 19.09.1993 года на шепетовском «Локомотиве» собралось 20 тысяч зрителей, которые наблюдали за игрой любимой команды против «Динамо». И хотя провинциалы проиграли со счетом 0:1, но это действительно уникальное достижение – половина города(в Шепетовке живет меньше 50 тысяч людей) собралась на стадионе!

Экс-игрок «Темпа», а ныне тренер сборной Беларуси, Георгий Кондратьев в интервью «Спорт-Экспрессу» много рассказывал о шепетовском периоде карьеры: «Президент клуба Джумбер Нишнианидзе к нам с уважением относился — мог лишнюю копейку дать, когда хорошо сыграем. Разумеется, неофициально: р-р-раз — и по 100 долларов подкинет из кармана красиво. Первую зарплату в украинских купонах нам с Сергеем Гомоновым выдавал его брат Шота, также работавший в клубе. Принес во-о-о-т такую сумку купонов (широко разводит руки – Прим.авт.)»

В определенное время у Нишнианидзе начались финансовые проблемы. Уход Ткаченко немного подкосил команду, но на смену тренеру и нескольким лидерам команды пришел Реваз Дзодзуашвили и дюжина грузинских легионеров. В одном из матчей в составе «Темпа» я насчитал 10 грузин в стартовом составе и только одного украинца Игоря Тимощука.

Между тем дадим слово людям, которые не один день работали бок-о-бок с Джумбером Григорьевичем. Главный тренер легендарного «Темпа» Леонид Ткаченко рассказывал в интервью «Еженедельнику 2000»: «Нишнианидзе создал просто-таки уникальную команду, бескорыстно вложив деньги в футбол. Полмиллиона долларов у «Темпа» был бюджет. Команда существовала на деньги одного человека! Жили мы в заброшенном пионерском лагере, поначалу даже без электричества. Зато поле наш президент сделал буквально за три месяца. Да какое! Ведущие клубы страны щупали траву и не верили, что она натуральная, а не искусственная. Я возглавил «Темп», когда команда шла в тройке первой лиги, а на следующий год мы обыграли «Днепр», «Шахтер» и сыграли вничью в Киеве с «Динамо»! А главное — вынесли «Металлист» в первую лигу. Тот матч для меня был сверхпринципиальным. С огромной теплотой вспоминаю этого человека. Больше пяти лет мы с ним не виделись. Говорят, сейчас он тяжело болен, к тому же остался без денег. Когда я работал в Саратове, помогал Джумберу материально. Затем связь оборвалась». Так говорил о Нишнианидзе Леонид Иванович в 2008-ом.

Удержать «Темп» на плаву не удалось. Команда вылетела из Высшей лиги, а вернуться туда второй раз уже не смогла. О том, как складывалась жизнь Джумбера Нишнианидзе следующие лет 10 сложно сказать. Вести о нем доходили из Черновцов. Но последняя пришла из Крыма – именно там 28 марта и умер творец главной гордости Шепетовки. На стадионе «Локомотив», который был для Джумбера вторым домом, состоялось прощание с одним из самых успешных владельцев футбольных клубов Украины начала 90-ых. Хочется верить, что очень щедрый по своей натуре Нишнианидзе в последние годы жизни не нуждался в помощи окружающих. А если так, то остается надеяться, что близкие не оставили его в беде.

Шепетовский «Темп» остается в памяти любителей украинского футбола, как самобытная команда, которая изменила жизнь 50-тысячного городка. Также всегда будут помнить и ее отца – Джумбера Григорьевича Нишнианидзе.

Источник: Любомир Кузьмяк, profootball.ua