ТОП-5 заблуждений о Чернобыле и Зоне отчуждения вокруг ЧАЭС

Последствия аварии на Чернобыльской АЭС обросли целым списком легенд и заблуждений

Прошло уже 25 лет с того самого 1986-го года, когда в апреле взорвался четвертый блок на Чернобыльской АЭС, а через полгода в ноябре над разрушенным запроектной аварией реактором был воздвигнут т.н. «саркофаг». Более верно именуемый как «Объект «Укрытие». За 25 лет человечество не только смогло в большой мере преодолеть возникшую в том же 86-м радиофобию, но и обрасти целой чередой легенд и заблуждений, касательно последствий той страшной аварии.

«Багнет», используя данные, полученные при общении с экспертами, а также информацию из открытых источников, попробовал составить список наиболее стойких неправильных стереотипов о ЧАЭС и Зоне отчуждения вокруг нее.

5. В Зоне отчуждения вокруг ЧАЭС ничего не делается для дезактивации

На самом деле, работы по дезактивации территории ведутся очень активно. На недавней онлайн-конференции, посвященной 25-летию постройки «Объекта «Укрытие», директор ЧАЭС Игорь Грамоткин привел только одну цифру.

«За прошлый год дезактивировано более 200 тыс. кубометров грунта при работах по возведению фундамента нового безопасного конфаймента», – сказал Грамоткин журналистам.

А за 25 лет, прошедших с момента аварии, территория Зоны отчуждения (по площади равная Люксембургу) подверглась серьезнейшей работе по дезактивации территории. И, тем не менее, множество мест на ней (например, территория ЧАЭС или города Припять) не будет пригодна к использованию еще много веков. Что, впрочем, не мешает уже сейчас тут жить самоселам и плодиться многочисленным животным, наслаждающимся отсутствием человека.

Кстати, регулярные замеры дозиметристов показывают, что самоочищение территории от радиоактивной грязи естественным путем происходит гораздо быстрее, чем ранее предполагали ученые.

4. Дозы радиации, полученные ликвидаторами почти всегда смертельно опасны

На самом деле, установленная медиками годовая норма в 1 бэр (биологический эквивалент рентгена), обычно не приводит к серьезным (и даже вообще – каким-либо) ухудшениям здоровья человека. Газетные статьи в духе «600 тысяч ликвидаторов умрут», скорее всего, написаны молодыми и бестолковыми журналистами, пропускавшими уроки физики и до сих пор путающими амперы с вольтами, а те и другие – с  герцами. Мало кто из работающих нынче в Зоне отчуждения получает 1 бэр за год. Для контроля весь год персонал на ЧАЭС и в Зоне носит специальные накопители, которые ежедневно сдают в службу, занимающуюся фиксацией персональной дозы, полученной каждым за день. В случае набора этой дозы человек «выводится из Зоны» до следующего года.

Реальные же дозы, полученные большинством ликвидаторов аварии, позволяют говорить о «возможных расстройствах» здоровья и о «предположительной связи этих расстройств» с полученной дозой облучения.

При этом стоит отметить, что получившие больше 1 бэра попутно получили и реальное ухудшение здоровья. Но на научно-практической конференции, посвященной проблемам «Объекта «Укрытие» в 1995 году светила медицины заявляли о неожиданном для них выявленном более слабом влиянии умеренных доз радиации на здоровье ликвидаторов и работников ЧАЭС, чем это медики предполагали ранее.

Ну, а получившие значительные дозы имеют значителньные же проблемы со здоровьем, это отрицать было бы глупо. А многие из облученных ликвидаторов уже ушли из жизни – светлая им память!

3. Из Зоны везут радиоактивные материалы, и они оседают по всей стране

На самом деле, радиоактивные материалы через КПП провезти сложно. Правда, еще в конце 80-х ловкие дельцы наладили вывоз лесоматериалов и металлолома из Зоны отчуждения, а адресатом назначения у них были (в том числе) даже далекие Австралия с ЮАР. Но без покровительства на «высоком верху» такие аферы проворачивать невозможно.

В 2010-11 гг. за нарушения режима использования радиоактивно загрязненных материалов в Украине осуждено 28 человек (на разные сроки). В общем, просто так легко из Зоны что-то вывезти не так уж и просто. Хотя конечно в рамках специальных программ материалы из Зоны вывозят.

2. ЧАЭС закрыли в 2000г. и «мир вздохнул с облегчением»

На самом деле, закрытая атомная электростанция из производителя товарной продукции (электроэнергии) 15 декабря 2000г. превратилась в потребителя электроэнергии. И многих других ресурсов.

После аварии 1986 года ЧАЭС выработала электроэнергии больше, чем до аварии. И сейчас ежегодное содержание этого объекта вынимает из государственного бюджета Украины сумму треть миллиарда гривен – по миллиону ежедневно. После начала активной фазы снятия ЧАЭС с эксплуатации (намечена на 2012 год) финансовые расходы  только вырастут. И это без учета затрат на работы в Зоне отчуждения. Учитывая, что отработавшее ядерное топливо осталось на станции, то миру явно «вздыхать с облегчением» еще рановато…

А вот Украине остановленная АЭС обходится ну очень недешево (при том, что до 2000 года деньги ЧАЭС зарабатывала для себя самостоятельно). При этом, общая стоимость работ по снятию ЧАЭС с эксплуатации, по оценкам экспертов, составит примерно $ 4 млрд., основную часть из которых обеспечит именно государственный бюджет Украины.

«После 2012 года ежегодная потребность в финансировании деятельности Государственного специализированного предприятия «Чернобыльская АЭС» по снятию с эксплуатации блоков, преобразованию «Объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему и обращение с радиоактивными отходами будет составлять около 1,2 млрд. грн. ежегодно», - заявил недавно генеральный директор ЧАЭС  Игорь Грамоткин.

1. Нужно позакрывать все атомные электростанции в мире

На самом деле, тогда сразу же нужно согласиться с уровнем жизни на уровне XIX века. Не говоря уже о том, что все известные людям современные источники энергии (те, о которых можно говорить всерьез) не являются неисчерпаемыми и оказываются крайне дорогостоящими. Углеводороды находят применение в сотнях сфер современной жизни. Все, кроме урана, который ни для чего другого, кроме извлечения из него энергии, не годен.

«Обогреваться, сжигая углеводороды – великое невежество! Это все равно, что топить печь ассигнациями!»,  – эмоционально как-то бросил великий химик Менделеев. С ученым трудно не согласиться: ведь для нефти и газа есть еще тысячи других применений, которые человечество до сих пор не научилось заменять чем-то другим. А к «мирному атому» нужно просто более ответственно относиться, не допуская к ядерным блокам авантюристов (как в США в 1979-м, в СССР в 1986-м) или безответственных бизнесменов (как в Японии в 2011-м).

Игорь Иванов